За давление на бизнес надо отвечать персонально

До 1 июля 2019 года должен появиться проект нормативного акта, уточняющего сроки содержания под стражей и под домашним арестом предпринимателей, обвиняемых в экономических преступлениях.

Разработчиками документа выступят Генпрокуратура совместно с Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству. Это определено проектом постановления палаты регионов, принятого по итогам доклада Генерального прокурора РФ Юрия Чайки на пленарном заседании 10 апреля.

За давление на бизнес надо отвечать персонально.

Докладывая сенаторам о состоянии законности и правопорядка в России за 2018 год, Юрий Чайка напомнил, что в Послании Федеральному Собранию президент Владимир Путин раскритиковал существующую систему продления сроков содержания под стражей по экономическим преступлениям и попросил Верховный суд и Генпрокуратуру пересмотреть действующий механизм. «Глава государства тогда отметил, что нужно жёстко ограничивать поводы раз за разом продлевать сроки содержания под стражей, что сейчас происходит порой без веских оснований», — отметил Чайка.

В марте на расширенной коллегии Генпрокуратуры он заверил, что после поручения президента ведомство совместно с Верховным судом разберётся со всеми случаями длительного содержания под стражей бизнесменов, обоснованностью их привлечения к уголовной ответственности по прекращённым делам экономической направленности.

В 2018 году прокуроры добились отмены почти 200 постановлений о возбуждении уголовных дел в отношении бизнесменов, но при этом бизнес так и не вышел из-под давления правоохранительных органов.

С 2016 года в Уголовном кодексе действует специальная норма — незаконное возбуждение уголовного дела в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности (ч. 3 ст. 299 УК РФ). «Однако за два года ни одно такое преступление на учёт не поставлено. Две другие части статьи 299 УК РФ уже более 20 лет предусматривают ответственность за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности. Они касаются не только предпринимателей, но тоже не работают», — указал генпрокурор.

По его словам, за 2017-2018 годы при 37 тысячах реабилитированных граждан, из которых почти три тысячи содержались под стражей, в суд направлено только два уголовных дела по статье 299 УК РФ. «Вывод очевиден — следователи и руководители следственных органов вовсе не заинтересованы в формировании практики применения данной нормы», — заявил Чайка. По его словам, любое из этих дел могло повлечь за собой длительные аресты, как следствие, — сломанные судьбы, разрушенный бизнес, потерянные рабочие места.

Генпрокурор пообещал совместно с Верховным судом разобраться со всеми случаями длительного содержания под стражей бизнесменов и обоснованностью их привлечения к уголовной ответственности по прекращённым делам экономической направленности.

Чайка подчеркнул, что при этом число зарегистрированных преступлений за 10 лет снизилось в 1,5 раза — с трёх до двух миллионов, и, соответственно, сократилась нагрузка на следователей.

Дело в том, что оценка материалов по экономическим преступлениям, особенно на первоначальном этапе, представляет определённую сложность. Здесь многое зависит от добросовестности следователя и наличия механизмов, сдерживающих его от нарушений закона. А потому, уверен Юрий Чайка, не мешает установить персональную ответственность городских и региональных прокуроров за административное давление на бизнес.

Кстати, в Следственном комитете работает горячая линия, куда можно звонить с жалобами о давлении властей на бизнес. Больше всего, по статистике ведомства, на неё звонят предприниматели из 23 регионов, в том числе из Москвы и Петербурга, Ленобласти, Севастополя, Ставрополья, Архангельской и других областей.

Работы у следователей меньше, а качество её упало

В 2018 году число допущенных следователями нарушений выросло в 2,5 раза за 10 лет при сокращении их нагрузки, сообщил Юрий Чайка: «К сожалению, вновь приходится констатировать, что позитивных перемен в работе органов расследования не произошло. В минувшем году количество нарушений законодательства, допущенных следователями всех ведомств, вновь увеличилось почти на шесть процентов».

Чайка подчеркнул, что при этом число зарегистрированных преступлений за 10 лет снизилось в 1,5 раза — с трёх до двух миллионов, и, соответственно, сократилась нагрузка на следователей. И тут среди выявленных нарушений генпрокурор отметил чрезмерно длительный срок содержания обвиняемых под стражей. Также в 38 процентах уголовных дел затягивается предварительное следствие. При этом четверть из них составляют преступления небольшой тяжести, не представляющие особых трудностей в расследовании.

«И это при том, что по-прежнему почти 70 процентов дел рассматривается судом в особом порядке, без исследования доказательств, что ещё на досудебной стадии формирует отношение к ним как к не требующим значительных трудозатрат», — объяснил генпрокурор.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко призналась, что все названные генпрокурором цифры её впечатлили. «Трудно представить жизнь нашего общества без роли и влияния на все её составляющие без органов прокуратуры. Проблем много, и нам, законодателям, есть над чем работать», — резюмировала спикер.

Ксения Редичкина