Приморье вновь ждет Большая Стройка

После проведения саммита АТЭС 2012 г. в Приморье произошло резкое снижение объемов строительства. Притом, что была надежда их удержать. Многие местные строительные компании из-за падения заказов оказались на грани выживания, а некоторые вообще ушли с рынка.

По мнению профессора, директора Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС Александра ЛАТКИНА ситуация для строительной отрасли края улучшается и впереди у нее серьезная загрузка и весьма крупные объекты.

– Александр Павлович, скоро День строителя. Но будет ли он праздничным для наших строителей на этот раз!? Как вы оцениваете ближайшие перспективы этой отрасли в Приморском крае?

– Я бы для нее сегодня выделил две психологические составляющие.

Первая – это все-таки наши переживания, что саммит АТЭС закончился, и у нас резко сократился объем строительно-монтажных работ. Мне кажется, что этот нерадостный период проходит, потому что сегодня вступают в силу другие факторы развития строительной отрасли Приморского края.

И здесь проявляет себя вторая составляющая – это начало новых великих строек. Частично оно выпадает на этот год, но особенно сильно – на следующий и последующие годы.

Эти новые стройки, прежде всего, связаны с развитием нефте-химического и газового производства. Это нефтехимический комплекс в г. Находке, по которому все уже определено и технический проект которого откорректирован. Строительство его уже начинается. Огромный объем строительно-монтажных работ предстоит сделать по строительству завода по сжижению газа в Хасанском районе. В дальнейшем эти отрасли для Приморья могут стать ведущими.

Приняты все решения по строительству в нашем крае крупного завода по производству минеральных удобрений.

Благодаря контрактам, подписанным с КНР, по территории края должна пройти вторая газовая труба. Сроки ее строительства чрезвычайно сжаты – три года. Нитка нового газопровода пройдет рядом с имеющейся трубой по тем же населенным пунктам с ответвлением на Китай в районе Дальнереченска. И это тоже большая работа для наших подрядчиков.

Это всего несколько примеров из множества промышленных комплексов и объектов, которые предстоит у нас строить в ближайшие годы.

Не меньшие задачи предстоят по созданию новых инфраструктурных объектов и жилья.

Что греха таить, после саммита АТЭС действительно значительно был сокращен объем строительства дорог и инфраструктурных объектов. Слава богу, что и после смены руководителей Министерства развития Дальнего Востока и полпреда эта задача остается перед отраслью одной из главных.

Сегодня завершается большой объем работ, связанный с модернизацией трассы М-60 в районе Уссурийска. Вместо прежде узкого участка трассы будет 4-полосная дорога с разделительной преградой и с освещением. До конца года этот участок будет полностью сделан. Уже активно ведется строительство новой дороги из Владивостока на Находку. По госавтостраде Владивосток – Хабаровск предстоит еще очень многое сделать в рамках государственной программы Развития Дальнего Востока и Забайкалья, на что выделяются федеральные деньги.

Надо отметить, что дорожное строительство в Приморье ведется высокими темпами и влечет значительное увеличение объемов производства строительных материалов и самих строительных работ.

В последнее время мы постоянно говорим о необходимости для Владивостока строительства Владивостокской кольцевой дороги (ВКАД). Думаю, что наши настойчивые обращения к правительству РФ, руководству Министерства развития Дальнего Востока приведут к выделению необходимых для этого средств, и это также повлечет за собой значительное увеличение объема строительно-монтажных работ.

С точки зрения строительства жилья, объектов соцназначения впереди тоже очень интересные перспективы. Глава администрации Владивостока Игорь ПУШКАРЕВ на праздновании очередной годовщины города заявил, что в нем проживает уже 630 тысяч жителей. Это приятная цифра – численность населения снова растет. Поэтому жилье и социалка тоже должны расти.

В рамках государственных жилищных программ я бы особенно отметил замену ветхого аварийного жилья, на что государство регулярно выделяет деньги нашему региону. В прошлом году по этой программе в крае было сдано несколько многоквартирных домов. В этом году по ней предстоит ввести жилья еще больше, в т.ч. и по Владивостоку.

Отрадно, что по Владивостоку предлагается все больше идти на север – строить микрорайоны в солнечных пригородных районах, а не на острове Русском, хотя он тоже рассматривается в этих целях. Конечно, надо дать возможность экстремалам жить в тумане и на семи ветрах, но для других мы должны строить «Солнечную долину» в районе поселка Трудовой. И это новое строительство тоже уже начинается.

– У многих наших строителей сегодня есть серьезные опасения, что, как в свое время по объектам АТЭС, так и по новым крупным объектам, которые предстоит строить, генподряды останутся за генподрядчиками из других регионов и стран, а наши компании по-прежнему останутся на побегушках.

– Я думаю, что это будет уже не в таких масштабах. И вот почему. Объекты саммита имели два любопытных требования – это сжатые сроки при огромных масштабах, и – меньшими затратами добиться тех же результатов. А меньшие затраты достигаются за счет приглашения неквалифицированной рабочей силы и дешевых подрядных организаций. В итоге – многие люди остались обижены.

Сейчас саммитовского «пожара», как тогда, уже нет. Мы входим в новые масштабные строительно-монтажные работы постепенно, планово. И в этой связи можем вовлекать в строительство прежде всего свои силы. Как раз в этом должна быть особая роль департамента градостроительства администрации Приморского края – чтобы все было продумано, проводились конкурсы, на которых бы выигрывали не те компании, которые ничего не имеют для строительства и передают выигранные заказы на субподряд другим, а те, которые могут строить – имеют для этого механизмы, людей.

Сейчас по поводу строительства объектов саммита АТЭС вспоминается много негативного. Я думаю, что администрация Приморского края извлечет уроки из того, что тогда было сделано неправильно, и постарается новый этап загрузки наших строительных подрядных организаций организовать грамотно, что, надо отдать должное, тогда тоже было, но и – сделать лучше.

В целом, если взять строительство, как растущую отрасль, то здесь мы видим быстрые инновационные преобразования – в нем заметно доминируют новые строительные материалы и технологии. Хотя есть и над чем серьезно подумать. Особенно – над качеством и ростом производительности труда, которые еще часто заметно проигрывает заграничным образцам.

Источник : http://www.zrpress.ru/markets/primorje_05.08.2014_67703_primorje-vnov-zhdet-bolshaja-strojka.html