Что можно сделать до полета?
1. Выбирайте большие самолеты. Если у вас есть выбор, на каком авиалайнере лететь, выбирайте самую габаритную модель из возможных. Согласно исследованиям Федерального управления гражданской авиации США (FAA), большие самолеты поглощают больше кинетической энергии при крушении, что повышает шансы пассажиров остаться в живых.
2. Выбирайте безопасные места. Безусловно, безопасным оказывается то место, которое не пострадало при крушении. Однако предугадать, какая часть самолета будет повреждена в случае катастрофы, невозможно. Поэтому выбирайте места рядом с аварийным выходом. По данным профессора математического моделирования Гринвичского университета Эда Гали, те, кто выживал в типичной авиакатастрофе, как правило занимали места не далее пяти рядов от аварийного выхода. У пассажиров, которые сидели дальше, чем за пять рядов, шансы выбраться из самолета живыми резко сокращались.
Гали отмечает, что бывают и исключения из «правила пяти рядов». Разумеется, есть люди, которым удавалось выбраться сидя и в двух десятках рядов от выхода. Более того, даже если вы находитесь совсем близко к двери, не исключено, что ее может заклинить. Но в целом шансы выжить увеличиваются, если выбираете места не далее, чем в пяти рядах от любого из выходов.
Если же вам не досталось место у выхода и в пределах пяти рядов от него, то садитесь у прохода. Кроме того, что вам будет легче выйти в уборную, вы будете иметь больше шансов выжить по сравнению с сидящими у иллюминаторов.
3. Одевайтесь правильно. Верный выбор одежды может защитить вас от некоторых травм, которые можно получить во время крушения.
В самолеты заливают так много топлива, что при аварии весьма вероятно возникновение пожара. Старайтесь надевать одежду с длинными рукавами, также избегая шорт и юбок. Это может уберечь вас от ожогов. Одежда из нейлона и других синтетических материалов легко воспламеняется, поэтому в полет старайтесь надевать вещи из натуральных волокон — хлопка, шерсти и т. д.
Выбор обуви также очень важен. Когда вы выбираетесь из потерпевшего аварию самолета, необходимо быстро отбежать от места крушения (об этом далее), поэтому не надевайте обувь на каблуках, в которой легко подвернуть ногу при беге, и шлепки: их можно вовсе потерять.
Лучше всего сидеть рядом с аварийным выходом.
Когда вы на борту:
4. Прочитайте правила безопасности. На первый взгляд это кажется банальным и не столь важным, тем более, если вы летите в тысячный раз. Однако в отчете, опубликованном FAA несколько лет назад, говорится, что часто летающие пассажиры оказываются менее информированы о том, что нужно делать в случае крушения самолета.
В правилах безопасности обычно есть схема расположения выходов. Ее тоже лучше подробно изучить и заранее обдумать, как добираться до них, в том числе и в случае, если ближайший выход окажется заблокированным. Читая инструкцию безопасности, сформулируйте для себя собственный план действий при аварии.
5. 3 минуты после взлета и 8 перед приземлением. По статистике именно в эти 11 минут, во время взлета и посадки, происходит около 80% авиакатастроф. В это время не рекомендуется засыпать; то, что перед полетом не стоит принимать алкоголь — подразумевается изначально. И то и другое снизит концентрацию внимания и нарушит координацию движений. Вы должны быть предельно бдительны и готовы предпринять необходимые меры в случае аварии.
6. Пристегивайте ремень безопасности.
В случае нештатной ситуации:
7. Примите правильную позу. От положения вашего тела во время аварийной посадки будет зависеть, получите ли вы лишние травмы. Скорее всего, самолет будет трясти, поэтому важно принять правильную позу. Если перед вами есть сиденье, обхватите его руками и прижмитесь головой к его спинке. Если же сиденья перед вами нет, или оно расположено далеко, то нагнитесь, прижмите голову к коленям и обхватите их руками.
8. Сохраняйте хладнокровие. Это нелегко, но все-таки старайтесь не поддаваться панике. Очень многое теперь зависит только от вас. При крушении связь с пилотом может быть потеряна, а стюардессы могут поддаться панике ровно как и пассажиры. В этом случае проявляйте инициативу и действуйте быстро.
После приводнения велик соблазн надуть спасательный жилет, находясь на своем месте. На самом деле не стоит этого делать, пока не покинете самолет. Все просто — надутый раньше времени жилет будет препятствовать вашему свободному перемещению по салону.
В 1977 году столкновение двух Боингов 737 унесло жизни 583 пассажиров. Авария произошла над островом Тенерифе (часть Канарских островов). Оба самолета упали, один из них сразу взорвался с 248 пассажирами на борту. Пассажирам другого Боинга повезло больше — их лайнер взорвался не сразу, но людям на борту надо было действовать быстро. Пол Хек, один из выживших (кстати, ему было 65), сразу после крушения отстегнул ремень, схватил жену за руку и потащил ее к ближайшему выходу. Они и еще 68 человек успели выбраться, остальные 328 погибли.
9. Спасайте жизнь, а не багаж. Пытаясь вытащить с полки ручную кладь, вы потратите драгоценные секунды для спасения своей жизни. Кроме того, вы задержите других пассажиров. Подумайте, что важнее — ноутбук или жизнь?
10. Бегите. С момента, когда горящий самолет сталкивается с землей до взрыва может пройти порядка 90 секунд. Безопасное расстояние — не менее 150 метров от места крушения. Тут-то вам и пригодится удобная обувь. Однако не стоит убегать от самолета слишком далеко, так как спасатели могут просто вас не найти.