Прокуратура Приморья: уровень распространенности коррупции в крае с каждым годом снижается

В регионе растет степень правосознания граждан

Начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Прокуратуры Приморского края Николай Божок в интервью ИА PrimaMedia рассказал, какие функции выполняет прокуратура в области борьбы с коррупцией, а также о том, чем опасно это явление и как меняется уровень его распространенности в крае.

— Николай Юрьевич, в 2006 году противодействие коррупции было выделено в качестве основной задачи органов прокуратуры. Какие полномочия были прописаны в российском законодательстве для этих целей?

— Вопросы борьбы с коррупцией выделялись как приоритетные и ранее 2006 года. Уголовная ответственность за преступления, связанные с взяточничеством, была установлена еще в УК РСФСР. До 2007 года данные преступления расследовались органами прокуратуры РФ. Концепция безопасности, утвержденная указом президента в декабре 1997 года, определяла коррупцию как одну из системных угроз национальной безопасности. В период с 1997 года по 2008 год до момента принятия основного закона о противодействии коррупции был принят ряд правовых актов, имеющих существенную антикоррупционную составляющую, которые создали предпосылки для предупреждения коррупции в сфере государственного и муниципального управления. К таким актам относятся федеральные законы “О системе государственной службы РФ”, “О государственной гражданской службе”, “О муниципальной службе” и ряд других актов, в том числе указ президента от 2002 года номер 885 “Об утверждении общих принципов поведения государственных служащих”.

В мире основные направления борьбы с коррупцией закреплены в конвенции ООН 2003 года, которая ратифицирована нашей страной в 2006 году. Работа прокуроров и следователей органов прокуратуры была направлена на борьбу с коррупционной преступностью и исполнение законодательства о государственной и муниципальной службе в части соблюдения служащими принятых на тот момент ограничений и запретов. Каких-либо дополнительных полномочий в действующем в тот момент законодательстве не предусматривалось.

— Расскажите о создании в 2007 году специализированных подразделений для противодействия коррупции в генеральной прокуратуре и прокуратурах субъектов Российской федерации? Каковы их функции, основные направления деятельности?

— В соответствии со статьей 36 конвенции ООН от 2003 года в 2007 году в генпрокуратуре и прокуратурах субъектов России и иных приравненных специализированных прокуратурах были созданы подразделения по осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Данные подразделения координируют деятельность прокуроров по обеспечению надзора за исполнением законодательства, обеспечивают организационное и методическое руководство такой деятельностью, координируют детальность правоохранительных и надзорных органов в этой сфере. Кроме того подразделение, созданное в генпрокуратуре, также осуществляет мониторинг и анализ исполнения законодательства, выработку предложений по его совершенствованию, разработку и принятие мероприятий по совершенствованию прокурорского надзора. Также принимает участие и обеспечивает работу российской делегации в группе государств против коррупции, способствует реализации выработанных группой рекомендаций, участвует в международном сотрудничестве в области борьбы с коррупцией с международными организациями и структурами других стран. А еще участвует в работе национального контактного пункта по обеспечению практического международного сотрудничества по выявлению, аресту, конфискации и возвращению активов, полученных в результате коррупционной деятельности.

Основные направления надзора определены в приказе генпрокурора от 29 августа 2014 года номер 454 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции”. К ним относится проведение систематических проверок исполнения законодательства в части соблюдения установленных ограничений, обязанностей. Регулярное проведение проверок соблюдения антикоррупционного законодательства, в том числе регламентирующего предотвращение и регулирование конфликта интересов в сфере закупок товаров, услуг для государственных и муниципальных нужд. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных актов и их проектов. Проведение проверок соблюдения организациями требований статьи 13.3 Федерального закона “О противодействии коррупции”, предусматривающего обязанность организаций вне зависимости от форм собственности принимать меры по предупреждению коррупции. Проведение проверок исполнения законодательства о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам. Осуществление надзора за уголовно-процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, а также органов оперативно-розыскной деятельности. А также координация правоохранительных органов по борьбе с коррупционной преступностью, и работа по антикоррупционному просвещению, правовому воспитанию и формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупции.

— Какие инструменты есть у прокуратуры для осуществления такой деятельности?

— Инструментарий можно условно разделить на две группы. Общий объём полномочий, предусмотренный Федеральным законом “О прокуратуре РФ”, к которым относится обеспечение беспрепятственного доступа прокурора на территории и в помещения, занимаемые органами исполнительной власти, СК, органами субъектов Российской федерации, муниципальными органами, военного управления, а также органами управления коммерческих и некоммерческих организаций. В эти полномочия также входит право иметь доступ к их документам и материалам, требовать от руководителей и других должностных лиц предоставления необходимых документов и материалов или их копий, выделение специалистов для выяснения вопросов, возникших в ходе проведения проверок и для проведения проверок по обращениям и материалам, поступившим в органы прокуратуры. А также проведение ревизий деятельности подконтрольных и подведомственных им организаций, вызов должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений законов, предостережение должностных лиц о недопустимости нарушения закона.

В случае выявления нарушений законов прокуроры наделены полномочиями по принятию комплекса мер прокурорского реагирования, возбуждению производств по делам об административных правонарушениях, требованию привлечения лиц к установленной законом ответственности, освобождению своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию. Также прокуратура может опротестовать противоречащие законодательству нормативно-правовые акты, вносить представления о нарушении закона, реализовывать полномочия в гражданском и арбитражном процессах по защите прав и интересов граждан и государства, направлять материалы проверок в органы, осуществляющие предварительное расследование, для решения вопроса об уголовном преследовании.

Ко второй группе можно отнести специальные полномочия, которые используются прокурорами только при осуществлении надзора за исполнением законодательства по противодействию коррупции. К ним относится проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, осуществление контроля за расходами лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, инициирование вопроса об обращении в доход государства в судебном порядке имущества, в отношении которых чиновниками не представлены сведения о законности доходов, за счет которых оно было приобретено. Также направление запросов в иностранные банки, кредитные организации и уполномоченные органы иностранных государств в связи с проведением проверок соблюдения запретов, установленных Федеральным законом “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета, вклады хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и пользоваться иностранными финансовыми документами”.

— В партнерстве с какими правоохранительными органами и органами государственной власти прокуратура ведет антикоррупционную деятельность? Каково их взаимодействие?

— Как я говорил ранее, прокуратура координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупционной преступностью. Это осуществляется на основе Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, а также указа президента от 1996 года “О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью”. В рамках этой работы происходит обмен информации по вопросам борьбы с преступностью, проведение координационных и межведомственных совещаний руководителей органов, на которых рассматриваются и обсуждаются наиболее актуальные вопросы и проблемы противодействия преступности, проведение совместных целевых мероприятий по борьбе с преступностью. Также осуществляются совместные выезды в муниципальные образования, проведение проверок и помощь местным правоохранительным органам, изучение и распространение положительного опыта, повышение квалификации работников путем проведения совместных семинаров и конференций.

Более тесное взаимодействие в сфере борьбы с коррупцией осуществляется в рамках работы постоянно действующей межведомственной рабочей группы. В ее состав входят руководители правоохранительных и контрольно-надзорных органов региона. Группа осуществляет свою деятельность под председательством прокурора Приморского края. В ее рамках осуществляются и планируются совместные профилактические мероприятия, рассматривается ход реализации мероприятий, предусмотренных национальным планом по противодействию коррупции и действующей на территории края программой.

Тесное взаимодействие органов прокуратуры осуществляется с департаментом по профилактике коррупционных правонарушений Приморского края путем обмена информацией о соблюдении лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, запретов, требований и ограничений, обязанностей, установленных законодательством. Также в эту работу входит проведение совместных мероприятий по правовому просвещению и формированию у граждан, гражданских и муниципальных служащих нетерпимости к коррупционными проявлениям.

— Изменился ли уровень распространенности коррупции в Приморье в последние годы? Какие факторы влияют на этот показатель?

— Уровень распространенности коррупции в Приморье изменился, как и в целом на территории России. В последние годы прослеживается тенденция к снижению фактов регистрации бытовой коррупции, и увеличение количества добровольных обращений граждан в органы предварительного расследования с целью участия в мероприятиях по выявлению коррупционных преступлений. Наряду с этим ежегодно увеличивается количество уведомлений должностными лицами представителей нанимателей о фактах обращения к ним с целью склонения к совершению коррупционных преступлений. Указанное является результатом проведения профилактических мероприятий и свидетельствует о формировании в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

Уровень распространенности коррупции зависит от многих социально-экономических факторов, но в первую очередь от уровня правосознания граждан. Важно понимать, что в случае передачи взятки должностному лицу коррупционером  является не только лицо, получившее взятку, но и передавшее взятку, а также лицо, оказавшее посреднические услуги. Совершение преступление в виде взятки невозможно без преступления в виде ее дачи.

— Какие нарушения антикоррупционного законодательства фиксируются в Приморье чаще всего?

— Подавляющее большинство нарушений связано с несоблюдением государственными и муниципальными служащими установленных запретов, ограничений, обязанностей, связанных с прохождением государственной и муниципальной службы. В этот перечень входит непредставление или предоставление недостоверных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, неисполнение требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов. А также несвоевременное приведение в соответствие с действующим федеральным и краевым законодательством муниципальных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы прохождения муниципальной службы, противодействие коррупции.

— Какое количество нарушений зафиксировано прокуратурой в 2019 и 2020 годах? Сколько нарушителей было привлечено к ответственности?

— В 2019 было выявлено свыше 5300 нарушений законодательства о противодействии коррупции, 2200 из них связаны с прохождением государственной службы, 1800 — с прохождением муниципальной службы, порядка 1300 — с осуществлением функций в иных органах, организациях и учреждениях. В 2019 году прокурорами выявлено 28 фактов несоблюдения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов. По выявленным нарушениям прокурорами вынесено 327 протестов, в суды направлено 51 заявление, внесено 1135 постановлений об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено более 1700 должностных лиц. Освобождено от занимаемых должностей в связи с утратой доверия 25 должностных лиц. 31 лицо привлечено к административной ответственности. По материалам, направленным в органы предварительного расследования возбуждено 15 уголовных дел о преступлениях, связанных с коррупцией.

За девять месяцев текущего года выявлено 1364 нарушения законодательства, из них порядка 300 связаны с прохождением госслужбы, 878 — с прохождением муниципальной службы, порядка 1100 — с осуществлением функций в иных органах и учреждениях. Прокурорами выявлено 37 фактов несоблюдения требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов. По выявленным нарушениям прокурорами принесено 233 протеста, в суды предъявлено 24 исковых заявления, внесено больше 1000 представлений об устранении нарушений закона, по результатам которых 621 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Еще 11 лиц освобождены от занимаемых должностей из-за утраты доверия. По постановлениям прокуроров 54 лица привлечены к административной ответственности. По направленным материалам проверок в органы предварительного расследования возбуждено 33 уголовных дела, связанных с коррупцией.

В этом году из-за сложной санитарно-эпидемиологической обстановки на территории России в связи с распространение новой коронавирусной инфекции сроки предоставления информации о доходах и расходах по указу президента были продлены, в связи с этим проведение надзорных мероприятий в этой сфере также пришлось перенести на четвертый квартал текущего года. В настоящее время прокурорами проводятся проверки полноты и достоверности предоставленных служащими сведений о доходах, расходах и так далее.

— Сколько возбуждено уголовных дел, и какое наказание предусматривается за преступления коррупционного характера?

— В среднем за последние пять лет на территории Приморья ежегодно возбуждается от 350 до 400 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. В текущем году правоохранительными органами выявлено 365 преступлений данной категории. Около 50%  связаны с взяточничеством — это дача и получение взятки, посредничество во взяточничестве, а также мелкое взяточничество. За последние три года к уголовной ответственности привлечено более 500 коррупционеров, в том числе высокопоставленные должностные лица, например, начальник управления государственного автодорожного надзора по Приморскому краю, два заместителя начальника управления внутренних дел РФ по Приморью. Пресечены преступные действия должностных лиц управления Россельхознадзора по ПК, совершавших в составе организованной группы преступления коррупционной направленности. Осужден бывший исполняющий обязанности директора департамента лесного хозяйства края, получивший взятку в размере 550 тысяч долларов США. Кроме того по иску прокурора Приморского края в доход государства обращен жилой дом стоимостью более 10 миллионов рублей, в отношении которого указанный бывший чиновник не представил сведений о законности доходов, потраченных на его приобретение.

Анализ судебной практики свидетельствует, что судами края активно применяется наказание в виде реального лишения свободы, лишения свободы условно и штрафа. Позиция относительно условного лишения свободы связана с тем, что осуждённые признавали вину, соглашались с предъявленным обвинением, раскаивались, активно содействовали расследованию и раскрытию преступления, полностью возмещали причиненный ущерб.

Если говорить о санкциях Уголовного кодекса, то наиболее строгим наказанием за мелкое взяточничество является лишение свободы на срок до трех лет. Наиболее строгим наказанием за посредничество во взяточничестве является лишение свободы на срок от семи до 12 лет. При этом в качестве дополнительного наказания судом может быть назначен штраф в размере 70-кратной суммы взятки, а также лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет. Наиболее строгим наказанием в случае дачи и получения взятки является лишение свободы на срок от восьми до 15 лет. Также при этом в качестве дополнительного наказания может быть применен штраф в размере до 70-кратной суммы взятки, а также лишения права занимать должности и заниматься деятельностью на срок до 15 лет.

Судами активно применялась в качестве дополнительного наказания лишение специального звания. Это лишает бывшего государственного служащего пенсии за выслугу лет.

— Насколько остро стоит вопрос коррупции непосредственно в правоохранительных органах? Насколько часто выявляются (и выявляются ли) подобные факты?

— В текущем году к ответственности привлечено 19 должностных лиц правоохранительных органов. Из них 10 проходили службу в органах МВД, двое — в таможенных органах, пятеро — во ФСИН РФ по Приморскому краю, двое — в ФССП России. За последние три года к уголовной ответственности привлечено 84 должностных лица, проходивших службу в правоохранительных органах. В текущем году пресечена преступная деятельность должностного лица, проходившего службу в органе внутренних дел, который, используя свое служебное положение путем внесения заведомо ложных сведений на протяжении длительного времени, совершала хищения бюджетных средств, причинив тем самым ущерб в размере более пяти миллионов рублей.

При этом значительная часть преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов, выявляется сотрудниками отделов собственной безопасности этих органов, что свидетельствует о принятии мер по противодействию коррупции в органах правоохранительного блока. Кроме того, в каждом органе создано подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и регулированию конфликтов интересов, которые содействуют в обеспечении госслужащими соблюдения ограничений, запретов и т.д.

— В чем заключается основное негативное влияние такого явления, как коррупция?

— В указе президента от 2015 года за номером 683 коррупция определена как одна из основных угроз государственной и общественной безопасности России. Она является главным препятствием на пути реформирования российского государства, не только тормозит развитие гражданского общества и экономики, но и несет угрозу национальной безопасности страны. Кроме того акты коррупции подрывают доверие граждан к власти, конкретным государственным органам и их представителям.

Начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Приморского края Николая Божок
— Что могло бы способствовать усилению неприятия коррупционного поведения в обществе?

— Нужно понимать, что противодействие коррупции — это не только деятельность органов власти, но и институтов гражданского общества, организаций и граждан. В целом органами власти проводится значительная работа по формированию негативного отношения в обществе к коррупционному поведению. Однако уровень доверия остается низким.

Полагаю, что детальная разработка и внедрение механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям, исключающее коррупционные риски, будет способствовать повышению уровня доверия населения и окажет положительное влияние на уровень правосознания, усилит неприятие коррупционного поведения в целом. В последние годы значительное количество государственных и муниципальных услуг оказывается в МФЦ, через портал “Госуслуги”, что позволяет получать необходимые услуги без фактического взаимодействия с чиновником, а значит, исключает коррупционные риски. Другим положительным примером является внедрение в регистрационно-экзаменационных отделах ГИБДД системы случайного определения выдаваемого регистрационного знака на АТС, не зависящее от действий должностных лиц, что также исключает коррупционные риски, выраженные в возможности получения должностным лицом незаконного вознаграждения за выдачу так называемых красивых номеров.