Федеральная антимонопольная служба (ФАС) оказалась неспособна остановить грабеж миллионов россиян так называемыми партнерами сотовых операторов.
Эти партнеры обчищают мобильные телефонные счета миллионов россиян, навязывая платные услуги на вздорный контент вроде анекдотов, прогноза погоды или гороскопов. В условиях, когда мобильный интернет позволяет получить всю подобную информацию бесплатно, навязывание этого контента в виде СМС-сообщений за сотни и даже тысячи рублей ежемесячно выглядит откровенным мошенничеством или даже кражей, отмечают юристы.
“Заметил, что стало слишком много денег уходить на оплату мобильного телефона, хотя у меня самый дешевый тариф. Запросил детализацию, оказалось, вот уже несколько месяцев с меня каждый день берут по 20 рублей за входящие СМС с номера 2838. Причем я не подключал эту услугу! Позвонил в сервис “Билайна”, там ответили, что это вовсе не их проблема, а деньги списывает их партнер, какое-то ООО “Тот мани”. Обратился к этому “партнеру” по указанному телефону, но телефон все время занят. Кто мне вернет украденные деньги?”, — возмущается пользователь провайдера “Билайн” на форуме Общества защиты прав потребителей.
“Уважаемые владельцы модемов от “Мегафона”! Вы всё ещё не подписаны на “чрезвычайно полезный и востребованный контент”? Не проблема: “Мегафон” это сделает за вас! При заходе на некоторые сайты (например, на Депозитфайлз) с модема автомат определяет, что вы выходите в интернет с “Мегафон-модема” и — внимание! — автоматически переадресует на сайт wap.megafonpro.ru, тем самым активируя вам платную подписку на номер модема!”, — пишет другой возмущенный пользователь, также потерявший таким образом сотни рублей.
“А 300 рублей за одно СМС вас не удивляет?! Спасибо МТС, подписали на “смешные приколы”. Действительно, приколы смешные – списали несколько тысяч рублей за два месяца”, — возмущается пользователь МТС.
Реагируя на жалобы пользователей, ФАС несколько лет занималась изучением проблемы, поначалу даже публично признав факт мошенничества с так называемыми “короткими номерами”. Изначально дело было возбуждено управлением ФАС по Северо-Западу, затем обнаружилось, что нарушения распространены по всей России, и дело было передано в центральный аппарат антимонопольной службы.
В рамках расследования ФАС запрашивала у абонентов информации о случаях мошенничества, ответы платных сервисов и абонентских служб, заслушивались эксперты. Однако результатом стало закрытое заседание чиновников ФАС и представителей “большой тройки” — МТС, “Вымпелком” (торговая марка “Билайн”) и “Мегафон” — в ходе которого дело было прекращено в обмен на обещание провайдеров контролировать своих партнеров.
Провайдеры обещали, во-первых, нести полную ответственность за состояние счетов своих клиентов, а не сваливать ее на никому неизвестных “партнеров”, а во-вторых, создать такой механизм подтверждения подписки на услуги, который бы исключал кражу или обман.
Был также согласован и опубликован некий “Порядок получения и отказа от дополнительных информационно-справочных и развлекательных услуг”. Порядок таков:
1. Абонент, просматривая сайты, на которых опубликована информация о возможности получения услуги по “подписке”, находит интересующий его сервис и осуществляет действия по выбору интересующего его контента.
2. Для получения доступа к сервису контент-провайдера абонент перенаправляется на лендинговую страницу оператора связи, где вводит свой номер телефона и инициирует отправку SMS-сообщения с кодом для активации услуги.
3. Абонент получает SMS с кодом на свой мобильный телефон и вводит его в соответствующее поле на лендинговой странице и активирует подписку. При этом абоненту напоминается, что вводом кода он активирует платную подписку и сообщается стоимость услуги. Если абонент оставляет SMS с полученным кодом без ответа и не вводит код в соответствующее поле на лендинговой странице, то подписка не активируется.
4. Абонент получает SMS-уведомление об активации услуги “подписки” с указанием стоимости услуги и порядком отключения услуги.
Комиссия ФАС России также потребовала, чтобы ОАО “МТС”, ОАО “ВымпелКом” и ОАО “Мегафон” на бесплатной основе предоставляли услугу по ограничению доступа к дополнительным услугам (“Стоп-контент”, “Стоп-контент (черно-белые списки)”).
На этом дело было закрыто, а пресс-службы провайдеров принялись уверять российскую общественность, что ситуация кардинально изменилась. Что изменилось в действительности, репортер “Росбалта” узнал в июле этого года на примере сотового телефона своей несовершеннолетней дочери, подключенного к провайдеру “Билайн”. Детализация звонков показала, что номер оказался подключен сразу к двум не заказанным подпискам, при этом в телефоне изначально была блокирована возможность выхода в сеть Интернет. Тем не менее, в сервисных службах “Билайна” поначалу уверяли, что платные подписки были оформлены по правилам и именно через сеть Интернет. После нескольких часов разбирательств и переписки по Сети подписки были отменены, а деньги, 1010 рублей, возвращены на счет. Однако сам факт, что платная подписка возможна без ведома и желания владельца счета означает, что списывание денег может снова начаться в любой момент, когда “партнеры провайдера” посчитают это необходимым.
Заметим, что, по разным оценкам, торговля информационно-развлекательным контентом приносит провайдерам до 20% всей прибыли, поскольку стоимость этих услуг изначально завышена в десятки раз. А поскольку сами эти услуги не востребованы, единственный способ получить за них деньги – навязать их абонентам.И хотя провайдеры открещиваются от самых одиозных мошенников, предлагающих, к примеру, липовые услуги “слежки за любым сотовым абонентом”, в действительности речь идет о полноценном сотрудничестве – ведь провайдер получает значительную долю (до 50% и выше) выручки от продажи навязанного контента.
Полиция отказывается возбуждать уголовные дела по фактам кражи денег со счетов абонентов, мотивируя это незначительностью похищенных сумм.
“Я лично провел расследование и доказал факт мошенничества – меня рекламным баннером заманили на сайт и потом списали деньги с телефонного счета, будто я оформил подписку. Я обратился в отдел “К” города Владимира, но там отказали в возбуждении уголовного дела, потому что сумма похищенного составила менее 1000 рублей”, — пишет возмущенный гражданин на потребительском форуме.
Наблюдателей потрясает цинизм организаторов подобного бизнеса – ведь в первую очередь от мошеннических действий “партнеров провайдеров” страдают дети и пенсионеры, слишком доверчивые и слишком необразованные.
При этом, по оценкам специалистов Общества защиты прав потребителей (ОЗПП), от мошенничества с платными подписками пострадал каждый второй пользователь мобильной связи, однако далеко не все пострадавшие замечают, как выросли их счета. Учитывая, что речь идет о десятках миллионов пользователей, суммы денег, похищенных с помощью платных подписок, составляют миллиарды рублей – точнее оценить невозможно, потому что эта информация нигде не публикуется.
Характерно, что ФАС не собирается далее заниматься проблемой одного из самых масштабных мошенничеств в истории России – у себя на сайте сотрудники ФАС отвечают многочисленным жалобщикам, что не уполномочены представлять интересы каждого пострадавшего, а проблему в целом они уже рассмотрели и в 2013 году повторно к ней возвращаться не собираются.
Впрочем, один полезный результат от рассмотрения ФАС дела мошенничества с “короткими номерами” есть: сейчас личное обращение абонента к провайдеру с требованием отменить навязанную подписку, как правило, удовлетворяется в течение дня. Провайдеры не хотят лишних скандалов и даже возвращают деньги, незаконно списанные со счетов абонентов.
Однако это поведение очень напоминает поведение карманника, которого прохожие застигли за кражей кошелька – да, кошелек он жертве, конечно, вернет, но только для того, чтобы попытаться украсть следующий кошелек у другой жертвы.
Ведь за сам факт кражи денег у миллионов россиян до сих пор никто не ответил, а значит, воровать можно — только осторожно.
Источник: http://www.zrpress.ru/business/v-rossii_23.07.2013_61809_kuda-ischezajut-dengi-rossijan-s-mobilnykh-schetov.html