Большинство россиян хотят жить на родине. Социологи фиксируют резкое снижение количества граждан, допускающих мысль об эмиграции. По данным холдинга Ромир за три года их число сократилось почти в четыре раза – с 31% в 2012 г. до 8% в 2015-м. Отрицательно на вопрос о возможной смене страны проживания ответили 88% респондентов против 55% тремя годами ранее. Затруднились ответить 4% против 14%.
Аналогичные результаты дают и другие исследования. Так, согласно докладу “Основные социально-политические и экономические тенденции 2012 – 2014 годов”, подготовленному “Евробарометр в России” и РАНХиГС, доля людей, желающих уехать за границу на ПМЖ, сократилась по сравнению с 2013 г. в два раза – до 6%.
В мартовском опросе Левада-центра эта цифра получилась самой большой – 12%. Вместе с тем об отсутствии желания уехать на ПМЖ за пределы бывшего СССР сообщили максимальное число граждан за все время наблюдений. “Скорее нет” и “определенно нет” ответили, в общей сложности, 83% (26% и 57% соответственно).
Чаще об эмиграции думают молодые люди в возрасте 18 – 24 лет, россияне с высшим образованием и высоким доходом, а также жители северо-западного региона и Сибири. В основном, они стремятся в Европу (42%), США и Канаду (23%). А вот Австралия с Новой Зеландией за три года растеряли почти половину поклонников: сегодня эти страны для эмиграции готовы рассматривать 12% респондентов против 23% в 2012 году. Еще 15% опрошенных выразили желание обосноваться в одном из азиатских государств.
Столь заметные перемены в эмиграционных настроениях россиян исследователи связывают с общим подъемом патриотизма. Тут можно вспомнить другие опросы, свидетельствующие о повышении оптимизма граждан вопреки росту цен и ухудшению их материального положения. С противоположной стороны этой медали – опасения, что в нынешних политических условиях в западных странах выходцев из России встретят не слишком дружелюбно. А присоединение Крыма в какой-то степени сокращает ту категорию потенциальных эмигрантов, кого к смене места жительства побуждает желание оказаться поближе к теплу и морю. Неблагоприятный климат как один из мотивов эмиграции в опросе “Ромир” назвали 12% респондентов.
Директор Левада-центра Лев Гудков также отметил, что повышение числа желающих остаться жить в России – характерная реакция на вхождение в кризис. “Первая фаза кризиса – это снижение и протестных, и чемоданных настроений. Люди хотят сориентироваться в этой фазе, понять, что им делать, – поясняет он. – Всплеск эмиграционных настроений стоит ждать через полтора – два года, как было после кризиса 2008 года”.
Близкие к нынешним цифры социологи центра фиксировали в апреле 2009 года. Тогда 80% россиян не хотели эмигрировать, а 13% выразили такое желание. В 2011 – 2014 гг. число патриотичных граждан колебалось между 69% и 77%. Больше всего россиян хотели покинуть страну в мае 2013 года: 22% тогда бы эмигрировали, 69% – нет.
В подтверждение данной версии можно отметить, что среди тех, кто все-таки не прочь эмигрировать, большинство объясняет это желание неудовлетворенностью нынешней экономической ситуацией в стране. Треть потенциальных эмигрантов путем переезда в другую страну пытается создать лучшие условия для жизни и образования своих детей. О недовольстве политической ситуацией в России заявили чуть более четверти тех, кто хотел бы покинуть родину. Также побуждает россиян задумываться об эмиграции невозможность профессиональной реализации.
Рассуждая об эмиграционных настроениях, не стоит забывать о том, что в реальности уезжает лишь малая толика из тех, кто декларирует подобные намерения. Но, в отличие от стран бывшего СССР, поставляющих России уборщиков и подсобных рабочих, эта толика – лучшие представители нации: талантливые ученые, деятели искусства, спортсмены, бизнесмены и просто самые активные, образованные, социально успешные люди.
Источник: http://www.utro.ru/articles/2015/04/28/1242439.shtml