76 зоологов, участвующие в работах по мониторингу популяций европейских млекопитающих, обобщили данные за последнее пятилетие. Они выяснили, что численность крупных хищников — бурого медведя, рыси, волка и росомахи, — обитающих на территории Европы, увеличилась по сравнению с серединой XX столетия — периодом наибольшего популяционного стресса. Ученые отмечают, что не только увеличилось число особей в популяциях, но и расширилась территория, занимаемая ими. Это означает, что крупные хищники приспособились к соседству человека, расселившись за пределы заповедников и заказников. Теперь нужно и человеку научиться жить рядом с опасными соседями, которые, тем не менее, являются естественными и полноправными участниками природных систем.
Большой международный коллектив исследователей под руководством Гийома Шапрона (Guillaume Chapron) из Шведского университета сельскохозяйственных наук и Петры Каченски (Petra Kaczensky) изВенского университета ветеринарной медицины обнародовал результаты изучения динамики численности крупных хищных животных Европы: медведя, рыси, волка и росомахи. Как это ни удивительно, статистика выглядит не столь удручающе, как можно было бы ожидать от перенаселенной Европы.
Так, цифры говорят, что популяции бурых медведей увеличились по численности почти везде, кроме Пиренейских гор (рис. 2 и 3). Больше всего рост численности заметен в популяциях Скандинавии. В Словении и Латвии отмечены места, куда животные вернулись после многолетнего отсутствия; в Швейцарии и Италии несколько особей были искусственно интродуцированы в прежние местообитания и пока чувствуют себя вполне неплохо. В общей сложности в Европе насчитывается около 17 тысяч особей бурых медведей, ставших теперь в Европе самым многочисленным крупным хищником.
Немного меньше поголовье волков: их около 12 тысяч. Почти везде, кроме горных районов Испании, их становится больше. Отличительной чертой их восстановительной динамики можно назвать естественный возврат к прежним местообитаниям.
Рысь, прежде исчезнувшая из большинства европейских стран, начала медленно наращивать свою численность. Теперь в Европе около 9 тысяч рысей. В странах южной Европы (Словения, Чехия, Хорватия, Франция, Австрия, Германия, Швейцария) рысь была заново интродуцирована после полного исчезновения, в других странах ее численность восстанавливается естественным образом.
Росомаха обитает теперь, как и в середине XX века, только в Скандинавии. Но там ее численность увеличилась в 2–3 раза, достигнув 1000–1300 особей, занявших в три раза большую территорию, чем раньше.
Авторы обзора высказывают очень осторожный оптимизм относительно будущего популяций этих хищников. Они подчеркивают, что усилия природоохранных организаций привели к видимому успеху, без них вообще никакого роста популяций не было бы. Однако не менее важной они видят смену природоохранной парадигмы. Если раньше считалось, что сохранить популяции крупных животных можно лишь полностью отделив их от антропогенной среды, создав им «оранжерейные» условия, то теперь очевидно, что эту концпцию нужно пересматривать. В заповедниках и заказниках при росте числа особей им попросту не хватает места даже при достаточном рационе. Медведи, волки, рыси возвращаются туда, где живут люди, успешно приспосабливаясь к этому крайне неудобному и неприятному соседству. Они вполне неплохо себя чувствуют в местах с населением в среднем 19–37 жителей на км2 (а волкам достаточно комфортно и при втрое большей плотности населения).
Теперь нужно и людям постепенно учиться уживаться рядом с опасными животными. Тут важны и идеологическая подготовка, и конкретные меры по защите человеческих хозяйств: это взаимосвязанные факторы. Так, в Австрии в 90-х годах были интродуцированы медведи, однако популяции восстанавливаются крайне медленно. Причиной этого авторы исследования 2008 года Genetic monitoring of a founder population of brown bears (Ursus arctos) in central Austria видят либо браконьерство, либо миграцию подросших особей в другие, более безопасные, места. Негативный эффект усиливается из-за политиков, пытающихся сыграть на защите сельского населения от хищных животных, а также из-за традиционного враждебного отношения людей к хищникам. Хотя в действительности разумное, дельное разграничение жизненного пространства повлечет и изменение отношения людей к диким соседям.
Источник: http://elementy.ru/news/432379