Анализ поверхности молодого кратера в южном полушарии Марса показывает: не так давно там были потоки жидкой воды. Как это возможно, если считается, что Красная планета холодна с незапамятных времён, а потому не может рождать поверхностных водоёмов?
Исследователи, ведомые Андреасом Юнссоном (Andreas Johnsson) из Гётеборгского университета (Швеция), утверждают, что их находки свидетельствуют в пользу недавнего наличия на поверхности Марса жидкой воды. Свои выводы они сделали после изучения молодого кратера в средних южных широтах Красной планеты, поверхность которого содержит хорошо сохранившиеся следы промоин от воды и толщи наносных материалов, обычно характерные для районов с недавними мощными потоками.
Вода, уносящая обломки скал и горных пород, нередко накапливает так много твёрдых включений, что возникает так называемый обломочный поток. Плотность материала в нём доходит до 2 000 кг/м³, что вдвое выше, чем у обычный воды, но вот трение у обломочного потока лишь немногим выше, чем у водного. В итоге такие потоки могут сильно изменить ландшафт и вместе с тем способны передвигаться на очень большие расстояния — сочетание качеств, которое позволяет им оставлять уникальные с геологической точки зрения следы. Так, в точке, где поток всё же останавливается, с двух сторон от него возникает нечто вроде невысоких дамб, которые можно распознать даже через тысячи лет. Именно такие признаки группе г-на Юнссона и удалось найти на Марсе…
…И они оказались чрезвычайно похожими на ранее исследованные скандинавскими учёными следы обломочных потоков на Шпицбергене. Кроме того, как и на земном архипелаге, следы марсианских потоков довольно молоды. Все оценки возраста потоков в кратере, сделанные на основе разных признаков, дали цифру примерно в 200 000 лет — то есть после последнего марсианского «ледникового периода» (похолодания), закончившегося 400 тыс. лет тому назад.
По сути, все до сих пор известные следы такого рода имеют больший возраст; часто их списывали на счёт катастрофических событий, случающихся при массовом движении льдов, кои могут вызвать временное образование тех же обломочных потоков. Следовательно, вопрос о неледниковой природе обломочных потоков (и жидкой воды) на Марсе даже не ставился.
«Это означает, что процессы, связанные с таянием льда, которые сформировали изученные нами отложения, были исключительно эффективны и в более поздние времена», — считает Андреас Юнссон.
Что могло вызвать такого рода таяние водных льдов и образование потоков, если на сегодняшнем Марсе температуры недостаточно высоки для существования даже временных водоёмов? Сам г-н Юнссон полагает, что поскольку планета имеет изменяющийся угол наклона оси вращения, то и в прошлом, при большем наклоне, Марс мог испытывать более резкие сезонные колебания температур. В таких условиях находящийся в средних южных широтах кратер однажды мог оказаться под прямыми лучами Солнца, и те заставили крупную ледово-снежную формацию быстро растаять, образовав мощные обломочные потоки.
Из этого может следовать, что на марсианской поверхности периодически появляется довольно много жидкой воды, даже несмотря на общую низкую температуру планеты.
Напомним, что гипотеза о возможности внезапного таяния ледников из-за резких сезонных колебаний освещённости, вызванных периодическим изменением наклона планетарной оси, уже высказывалась — например, по отношению к экзопланетам. Её авторы, рассчитав зону обитаемости для планет с большим и хаотически меняющимся наклоном оси вращения, пришли к выводу, что из-за периодического таяния льдов их зона обитаемости намного больше, чем у обычных планет типа Земли, с малым наклоном оси вращения. Для такого тела, при наличии у него земной атмосферы, в Солнечной системе зона обитаемости может простираться до 2,79 а. е., в то время как орбита Марса лежит всего в 1,56 а. е. от Солнца.
Впрочем, выводы о том, что Марс систематически полностью тает, сделанные лишь основании резких колебаний наклона оси вращения, преждевременны. Во-первых, тамошняя атмосфера весьма тонка и даже с «кувырканием» оси вращения может оказаться недостаточной для поддержания сколько-нибудь устойчивых поверхностных водоёмов. Во-вторых (и это самое главное), у нас пока очень мало наблюдений, касающихся недавней геологии Марса, и только после накопления массы дополнительных данных можно будет попытаться оценить, насколько именно колебания оси наклона могли обеспечить периодическое возникновение жидкой воды на четвёртой планете.
Отчёт об исследовании опубликован в журнале Icarus.
Подготовлено по материалам Гётеборгского университета.
Источник: http://compulenta.computerra.ru/universe/explore/10012598/