Черноморская регата больших парусников SCF Black Sea Tall Ship Regatta 2014 завершилась. От Варны до Констанцы через Новороссийск и Сочи прошли два десятка судов, на них побывали больше миллиона зрителей и президенты трех стран.
Курортный сезон на Черном море начался красиво – с международной регаты больших парусников SCF Black Sea Tall Ships Regatta. В России эта парусная гонка проходила впервые, обычно паруса фрегатов, шхун и гулетов украшают европейские порты.
В черноморской регате участвовали суда из России, Болгарии, Румынии, Великобритании, Испании, Турции, Украины и даже Пакистана.
Очень разные: российские фрегаты “Мир” и “Надежда”, барки “Седов” и “Крузенштерн” – учебные парусники. Каждый из них больше ста метров длиной, это одни из самых больших парусников в мире. На трехмачтовом барке Mircea, отметившем во время регаты 75-летний юбилей, обучают курсантов Военно-морского флота Румынии. А Royal Helena из Болгарии в обычной, нерегатной жизни, катает по Черному морю туристов в Варне…
Маршрут регаты был таким: Варна (Болгария) – Новороссийск (Россия) – Сочи (Россия) – Констанца (Румыния). В каждом порту суда стояли по три дня. И везде на борт парусников поднимались президенты: в России Владимир Путин, в Болгарии – Росен Плевнелиев, в Румынии – Траян Бэсеску.
И если для экипажей главное – гонки, то для зрителей интереснее всего как раз береговая программа. Ведь можно подняться на борт любого парусника, подержать штурвал, позвенеть рындой, сфотографироваться с матросом или даже с капитаном… Задрать голову вверх и искренне удивиться – вот как эти мальчишки-курсанты умудряются лазить по высоченным мачтам и реям? И не просто лазить, а ставить и убирать паруса. И не только в солнечную погоду у причала, а на волне и на ветру.
Сложно это не только на дилетантский и женский взгляд:
– Ничего тяжелее в их жизни потом не будет, – подтверждает капитан одного из российских парусников. Это в Сочи +30, а на Балтике и в Северном море приходится работать и при минусовой температуре, и в ливень, и в шторм.
И в Новороссийске, и в Сочи на экскурсии пришли больше 300 тысяч взрослых и детей. В Варне и Констанце интерес был не меньше. Так что на парусниках за месяц регаты побывали больше миллиона человек.
И я даже не знаю, у кого глаза горели больше – у мальчишек, норовящих забраться на блестящие кнехты, или у их пап, уважительно разглядывающих корабельные штурвалы и компасы, или – у девушек, фотографирующихся на фоне бушприта.
Скучающие и недовольные если и были, то в очереди перед входом в гавань или у трапа. А как только поднимались на палубу – тут же забывали о претензиях и жаре. Потому как попадали в книжки про детей капитана Гранта, про Ассоль и Грея,в кино про пиратов Карибского моря…
Ассоциации с парусниками у каждого свои, в том числе и совсем свежие: смотрели сериал «Корабль» с Дмитрием Певцовым? Он снимался на борту современного российского круизного парусника «Бегущая по волнам» (Running on the Waves). В черноморской регате «Бегущая по волнам» была судейским и связным судном: оттуда давали старт гонкам, принимали финиш, следили на ходом регаты.
Соревноваться «Бегущая по волнам» не имеет права: слишком много техники – например, электрические лебедки. А в парусной регате все делается вручную, хотя в это и сложно поверить, когда смотришь на толстенные шкоты (канаты, с помощью которых управляют парусами) на «Седове», или пытаешься посчитать, сколько разных парусов у «Надежды».
И их же нужно не просто поднять в нужное время, но и сделать это быстрее всех (гонка же на скорость!), и поставить под нужным углом к ветру (тоже быстро), и повернуть вовремя, когда ветер сменился… На обычной яхте это делают один, два, три человека. А на гигантах вроде «Седова», «Мира», «Надежды» и «Крузенштерна» объявляется парусный аврал: на палубе работает вся команда.
Зачем сейчас, в 21 веке, люди ходят на таких судах? Об этом читайте в интервью капитана «Крузенштерна» Михаила Еремченко в ближайшее время.
Жизнь на борту парусников во всех деталях изучили трое читателей «Комсомолки»: Ирина Борисова из Санкт-Петербурга, Алексей Холодов из Анапы и Евгения Явдосюк из Калининграда. Они победили в конкурсе, который «КП» проводила вместе с организаторами SCF Black Sea Tall Ships Regatta и агентством Regatta International. Ирина, Алексей и Евгения вместе с участниками регаты прошли от Новороссийска до Сочи. Они обязательно поделятся своими впечатлениями.
А вот победители регаты – соревновались парусники в трех классах:
Класс А (самые крупные суда): «Надежда» (Россия). Не зря «Надежда», учебный парусник Морского государственного университета имени Геннадия Невельского, шла на Черное море из Владивостока специально ради этой регаты! Трехмачтовый фрегат построен в 1991 году, и это один из самых больших парусников в мире: длина 108,8 метра, высота мачты 50 метров. “Надежда” отличалась от соперников даже по ночам – красивой подсветкой мачт и парусов.
Класс В «Johanna Lucretia» (Великобритания). Английский 29-метровый парусник через год отметит 70-летие, он был построен в 1945 году. Самый стильный корабль – так окрестили его журналисты и фотографы регаты.
Класс С «Акела» (Россия, Санкт-Петербург). По сравнению с «Надеждой» и «Миром» 13-метровая яхта выглядит просто малышкой. Но умудряется обгонять всех! В обеих зачетных гонках, из Варны в Новороссийск и из Сочи в Констанцу, «Акела» приходила к финишу первой. До этого учебная яхта Государственного университета морского и речного флота имени адмирала Макарова 16 раз участвовала в регатах Tall Ships, и 11 раз выигрывала гонки.
По традиции на таких регатах вручают еще один приз – за дружбу и взаимопонимание между экипажами. Между прочим, Робин Снук Хургонье, председатель SCF Black Sea Tall Ships Regatta со стороны Sail Training Iniernational – организации, проводящей международные регаты парусников больше полувека, именно этот приз считает самым главным. Присуждают его общим голосованием всех капитанов и команд. Эдакая Нобелевская премия парусного мира.
После черноморского плавания приз дружбы вручили испанскому гулету Atyla. По-честному: веселые испанцы привечали гостей в любое время суток, кормили паэльей, угощали сангрией, играли на гитаре фламенко и создавали ощущение солнечного праздника.
У «Атилы», кстати, еще один рекорд – самый молодой капитан. Родриго де ла Серна всего 24 года. Судно, которым он управляет, на 6 лет старше. Построил его дядя Родриго из кастильского дуба и назвал …в честь любимой собачки. А теперь вот доверил племяннику. И тот отлично справился!
И самое главное. Если вы не были в мае на Черном море, это вовсе не значит, что все эти красивые романтичные парусники не увидите. Сезон только начинается, летом и осенью на Средиземном, Балтийском и Северном море будут и другие подобные регаты, и парусные фестивали с концертами морской музыки и экскурсиями на корабли.
А на многих судах вас с радостью примут на неделю-другую в качестве туриста или трейниз (в этом случае будете участвовать в работе экипажа по мере сил и желания). К примеру, «Бегущая по волнам» все лето, вплоть до октября, будет курсировать между греческими островами. На Royal Helena можно пройтись по Черному морю, если поедете отдыхать в Болгарию. Паруса Johanna Lucretia летом увидитев Италии и Испании, а осенью — на Лазурном берегу Франции.
О том, как провести отпуск на большом паруснике и сколько это стоит — читайте в ближайшее время на нашем сайте.
Источник: http://www.kp.ru/daily/26235/3118323/