Конфуций для чиновников

Как из нерадивых губернаторов и мэров сделать высокоэффективных управленцев

Для повышения качества государственного управления фракция КПРФ в Госдуме подготовила законопроект об обязательном обучении чиновников высшего ранга, губернаторов регионов и мэров крупных городов. По задумке парламентариев, руководители должны будут прослушать курсы об основах конституционного права и муниципального законодательства, о принципах принятия решений в политике и экономике.

Сама по себе идея обучения высоких начальников не нова для мира. К примеру, в Китае давно был порядок, согласно которому экзаменующие чиновников органы обладали реальной властью. Этот принцип был записан и в «трех народных принципах» основателя китайской нации Сунь Ятсена, предложившего ввести не три, а пять ветвей власти (законодательную, исполнительную, судебную, контрольную и экзаменационную).

В новейшей истории России неоднократно высказывались инициативы выстроить систему для отбора людей на чиновничьи должности по их профессиональным качествам. В частности, недавно Минтруд подготовил законопроект об обязательных тестах для управленцев.

Да и сложно рассчитывать на нормальное развитие в государстве, когда руководители регионов, отвечающие за развитие экономики, социальную сферу и даже предотвращение межнациональных конфликтов на своей территории, не знают элементарных вещей.

Но смогут ли курсы по основам Конституции заставить людей стратегически мыслить и думать о благе страны. Ведь многие чиновники привыкли заниматься лишь имитацией работы, затевая дорогие и внешне эффектные, но бесполезные для людей проекты. А еще есть проблема коррупции, когда личные интересы у чиновников ставятся и вовсе на первый план.

Как считает руководитель Центра изучения элиты Института социологии РАН Ольга Крыштановская, процесс обучения руководителей будет наладить не так просто, но он необходим:

– Обучение чиновников высшего звена необходимо. В советское время были высшие партийные и комсомольские школы. Сейчас что-то подобное есть в РАНХиГС, там читают лекции. Но для управленцев высокого уровня необходимы не лекции, а другие формы, к примеру, специальные тренинги. Дело в том, что ни один ВУЗ не готовит сегодня политиков. Это в принципе невозможно. Обычно человек делает карьеру и приходит на самый верх. И кто такого человека будет обучать? А пробелы в знаниях таким людям восполнять необходимо.

«СП»: – Наши высокие чиновники захотят сами учиться?

– Проблема в том, что пока чиновники не чувствовали, что кто-то им поможет. Скажем, человек имеет большой опыт, занимает высокий пост, и тут к нему приходит мальчик политтехнолог, который начинает говорить всякую ерунду. Потом политтехнологи жалуются, что их не слушают. Но людям с большим опытом тяжело учиться, тем более, некоторые из них в возрасте. Поэтому обучение должно быть закрытым и непубличным. У разных политиков разные задачи, поэтому образование должно быть персональным.

Преподаватели тоже штучный товар. Ведь они должны разбираться в теме лучше политика. Но непросто найти человека, который бы знал больше, чем, к примеру, премьер-министр. Хотя люди, которые знают больше в конкретной области, скажем, в технике речи, всё-таки есть.

Но главное, что у политиков есть потребность учиться. Им часто не с кем даже посоветоваться, а подчиненные далеко не всегда могут помочь.

Член разработавшей законопроект об обязательных курсах для чиновников фракции КПРФ,директор Центра исследования политической культуры России Сергей Васильцовполагает, что для успеха образования чиновников необходимо в целом изменить саму концепцию государственного развития:

– Обучение людей в исполнительной власти содержит и идеологический момент. Я сомневаюсь, что оппозиционные партии смогут утвердить свои программы, а обучение в ракурсе существующей идеологической парадигмы вряд ли пойдет на пользу стране. Хотя сама по себе идея образования чиновников положительна, не все люди во власти имеют необходимые навыки.

Обучение чиновников должно быть подчинено стоящим перед страной задачам. Это развитие индустрии, справедливое распределение доходов между жителями страны, построение системы, когда государство сможет влиять на экономику, а не пытаться жить на налоги, которые крупный бизнес у нас успешно не платит. А вот выстроить такую систему образования вряд ли удастся в нынешних условиях.

«СП»: – В чем основная проблема госуправления: коррупция или элементарная неграмотность чиновников?

– Проблема в структуре народного хозяйства. Все последние годы вообще не предполагалось никакого развития реального сектора экономики. Ставка делалась в основном на выкачивание природных ресурсов и продажу их за рубеж. Это такое паразитарное существование на наследстве, которое досталось нам от предыдущих поколений. И именно под эту идею все годы воспитывался класс управленцев. А когда человек воспитывается под условия, что не надо ничего строить, а можно делить доход от «трубы», то появляется чиновник весьма специфических взглядов. Которому до реального дела будет далеко, у которого все силы будут уходить на симуляцию управленческой деятельности.

Мой избирательный округ включает Вологодскую и Новгородскую области. Так вот по ним страшно ездить. Обычно рассказывают, какой раньше на каком-то месте был громадный завод и выпускал электронику, а сейчас там торговый центр. Потом говорят: «Посмотрите налево, тут было мощное сельскохозяйственное предприятие с тысячами голов крупного скота, а теперь там работает только одно небольшое подразделение и то на грани закрытия». И два с половиной года я езжу по округу, и ни разу мне не сказали, что какое-то предприятие снова заработало. И отлично видно, на что ориентирована местная власть. Она воспитана в рамках общей государственной политики.

Отсюда и коррупция. Проблема не в том, что какого-то воришку сделали чиновником, хотя и таких примеров много. Основная беда в том, когда и нормальному человеку при должности говорят, что делать ничего не надо, а только симулировать реальную работу. Рано или поздно человек начинает решать свои личные проблемы, раз государственных перед ним и не стоит.

«СП»: – Можно ли изменить ситуацию в ближайшем будущем?

– Можно. Но для этого в государстве должна быть заложена идея необходимости развития своей промышленности, развития науки. Но мы видим, как гробят Академию наук.

Недавно власти начали понимать, что окружающий мир нас с объятьями не ждет и готов при удобной возможности всадить нож в спину. Становится понятно, что нужны средства сопротивления, то есть собственное производство, свое сельское хозяйство. Если не начать менять ситуацию, то всё кончится очень плохо.

Профессор Ингушского государственного университета, а ранее председатель правительства Ингушетии Ахмед Мальсагов признает проблему плохой подготовки нынешних чиновников. Но считает, что сами по себе образовательные курсы вряд ли исправят ситуацию.

– Самая большая беда заключается в том, что у нас чиновники высокого уровня часто не обладают даже элементарным набором знаний. От государственного языка, на котором ведется делопроизводство, до объективных законов развития экономики. Губернаторы и члены правительства часто не знают, как вообще работает народное хозяйство.

Но я сильно сомневаюсь, что чиновников можно всему необходимому обучить. Это как учить высшей математике человека, который не знает таблицы умножения, – впустую время тратить.

На мой взгляд, на государственные должности надо отбирать людей, которые знаниями обладают. А то часто во власть берут людей, которые просто называют себя патриотами. Патриотом быть, конечно, необходимо, но не достаточно для госслужбы.

«СП»: – Часто так бывает, что специалистов в политику ничем не заманишь, зато активно наверх лезут те, кто необходимыми знаниями не обладает.

– Сейчас на госслужбе еще есть честные порядочные люди, имеющие хорошее образование, некоторые получили его еще в советское время. И они знают принципы работы плановой и рыночной экономики.

Но проблема в том, что быть честным и порядочным означает чуть ли не преступление в нашем обществе. Честный человек в госаппарате у многих вызывает подозрение. Поэтому многие специалисты не могут найти себе место в системе госуправления, да и не хотят этого, так как не желают мириться с коррупцией и работать рядом с негодяями.

«СП»: – Может, надо создать независимые органы для контроля уровня подготовки чиновников.

– Ситуация в разных регионах России разная. То, что получается в Москве, не проходит в национальных республиках. Есть много факторов, которые мешают нормальной жизни. Начиная от родственных связей и кончая коррупционными делами. А честный человек не хочет участвовать в такой системе.

На Кавказе надо начинать с подбора глав республик. Если главный будет честный и компетентный патриотичный руководитель, то можно будет подобрать нормальных людей и на другие должности. А если главным поставить того, кто живет по принципу «я начальник – ты дурак» и привык только пускать пыль в глаза, то и начнется ерунда в стиле «выбери меня – иначе начнется сепаратизм».

Но есть много порядочных и образованных людей, готовых отстаивать целостность государства. Они сейчас невостребованы, но их надо привлекать к управлению. Тогда не надо будет думать ни о каких образовательных курсах.

«СП»: – Не всегда и честный человек может всё знать.

– Есть и такие люди, которые могут объединить для работы людей, разбирающихся в экономике, философии и энергетике. Уверяю, что такие люди есть.

Но пока, к сожалению, многие руководители думают больше о пиаре, чем о развитии реального сектора экономики. Они просто не разбираются в том, как функционирует народное хозяйство, социальная сфера. И с такими руководителями субъектов федерации не хотят иметь дело директора предприятий. И бизнесмены часто уезжают в другие регионы, или прекращают свою деятельность и ждут, пока не сменится власть.

Источник : http://svpressa.ru/society/article/88053/