Конкуренция или провокация

Какие методы не этичны в конкурентной борьбе на рынке услуг охраны? Личные мнения руководителей охранных компаний

В последние недели на разных площадках остро обсуждались вопросы этики в конкурентной борьбе. На заседании НП «КЦ РОСС» на основе представлений об этических нормах исключили одного из членов Партнёрства. На днях состоялись публичные слушания, организованные ФАС РФ и Генпрокуратурой, где представители различных отраслей оживлённо обсуждали этические аспекты конкуренции и предлагали сурово карать тех, кто нарушает принципы морали. Участники обсуждения в качестве главных этических нарушений называли переманивание клиентов и персонала, использование административного ресурса. Пульт опросил некоторых руководителей крупных охранных компаний из различных регионов страны и выяснил, что лично они считают неэтичным использовать в борьбе с конкурентами, какие нарушения этики считают для рынка охраны сейчас самыми опасными.

1IMG_0467

Вопросы этики остро обсуждались на закрытом от прессы апрельском заседании КЦ РОСС

Александр Кисельников, Генеральный директор ЧОП «Гарант К», Камчатский край

Прежде всего демпинг. Я под этим понимаю необоснованное занижение цен до уровня, который не обеспечивает качественное выполнение услуги. Особенно, это касается физической охраны. Цена ниже минимального уровня говорит о неизбежности нарушений исполнителем трудового или налогового законодательства.  Игроки, поступающие так на рынке, вынуждают коллег действовать так же, и разрушают рынок. Должна быть определена минимальная цена поста, учитывающая прожиточный минимум региона, налоги и т.д. Всё, что предлагается на рынке ниже этой цены должно проверяться налоговыми органами.

В пультовой охране занижение цен, если оно достигается сокращением затрат на реагирование, уменьшением числа экипажей – это обман клиента. Фактически, реагирование осуществляться не будет, а значит и услуга заведомо не будет предоставлена.

Владимир Шут, Исполнительный директор Охранно-сыскной Ассоциации «ОСА», Сахалинская область

Самое неприятное – использование участниками рынка служебного положения, в котором когда-то находился. Я понимаю, что «связи решают всё». Но, когда кто-то пытается задействовать свои контакты во властных органах, приходится в ответ подключать свои… Разве это честная конкуренция? А человек, получивший «обратку» обижается, начинается личная вражда… Прохиндейство раздражает, ходоки по коридорам.

Александр Шамратов, Охранная фирма «Росбезопасность», Амурская область

Неприятно, когда клиентам, руководителям клиентских организаций приходят угрозы от конкурентов, намёки, ложная информация. Создай сначала своё имя, а не обливай грязью чужое. Считаю, что нельзя говорить клиентам ложную негативную информацию о конкурентах. Факты – можно, но приходится сталкиваться с тем, что откровенную ложь распространяют, что нет, например, каких-то лицензий, разрешений или что скоро, мол отзовут… Переманивание персонала у нас в регионе менее актуально. И так все друг про друга всё знают, клиентская база, например, не является секретом.

3IMG_0450

А. Кисельников, А. Шамратов: переманивание персонала мало актуально

Александр Пономарёв, Директор ОП «Правоохранительный центр», Омская область

Распространение заведомо ложных и порочащих слухов. Обливают грязью конкурентов за глаза. Это плохо. Остальное – мелочи, включая и пресловутый демпинг. Если клиенту предлагается качество ниже – дело клиента выбрать, что именно он хочет. Главное, чтоб не нарушалось законодательство. Было и будет переманивание клиентов, невозможно с этим бороться. И в переманивании персонала не вижу этической проблемы. Человек ищет, где ему лучше…

Хочу отметить, что государство зачастую само подталкивает неэтичную конкуренцию на конкурсах по государственным и муниципальным заказам. Участниками сбрасывается цена ниже допустимых пределов и игроков вынуждают идти на нарушения трудового и налогового законодательства. Должна быть обозначена нижняя планка цены, обусловленная обязательными выплатами. Ниже этой планки уже не демпинг, а криминал.

Вадим Филиппов, Генеральный директор ГК «Межрегиональная корпорация безопасности «ЛАВИНА», Республика Коми

Самое неприятное всё-таки – давление на клиента, угрозы ему какими-то санкциями, сообщение ему ложных негативных сведений о конкуренте… Вопросы ценообразования, конечно, каждый решает сам. Конкуренция по цене тоже для многих неприятна, но это рынок. А вот поливание своих конкурентов грязью – недопустимо.

Второе – это использование административного ресурса. Например, инициация каких-то проверок. В нашем регионе были случаи, когда ходили на объект, охраняемый конкурентом, писали в контролирующие органы заявление о якобы имеющихся нарушениях, например, об отсутствии УЛЧО у охранников. Потом шли прокурорские проверки. Конечно, в итоге всё выяснялось и было некрасиво.

К переманиванию персонала отношусь спокойней. Если человеку предложили более интересные условия, как его удержать?

1IMG_0174

В. Филиппов: Конкуренция по цене тоже для многих неприятна, но это рынок. А вот поливание своих конкурентов грязью – недопустимо

Анатолий Сапичев, Директор ЧОП «РУССИНКАСОХРАНА», Ставропольский край

Особенно неприятно, когда в рамках ассоциации, коллеги договариваются об этических нормах, взаимоуважении, и все придерживаются этих договорённостей, но кто-то из членов сообщества начинает бегать по твоим клиентам, предлагать другие условия, рассказывать что-то неверное… С чужими всё понятно, обычные конкурентные отношения. Но среди членов ассоциации в отношении друг друга так поступать нельзя. Нарушение договорённостей считаю самым неэтичным, что может быть.

Конечно, актуальна для нашего рынка проблема демпинга. Приходят новые игроки. Рекламируют себя, как самых крутых. Обещают сверхкачество, сбрасывают цены… Через месяц допускают кучу промахов, «косячат» и убегают. А у нас с клиентами после этого испорчены отношения. Имидж отрасли испорчен.

Большая проблема – использование административного ресурса. Есть компании, особенно, в пультовой охране, которые вообще не приезжают на сигнал, никакого качества не показывают, а все вопросы решают через связи в органах власти, и не только не разоряются, не уходят с рынка, а даже растут, «получают» клиентов.

Игорь Катухин, Директор ООО «Конвой», Вологодская область

Сейчас самое актуальное – неэтичное поведение сетевиков. Несмотря на то, что мы давно друг друга знаем, вместе работаем, собираемся в координационных советах, — несмотря на авторитеты и договорённости, снижают цены до уровня смешных, демпингуют.

Использование административного ресурса или переманивание персонала – мне кажется это не проблемы. В стране сейчас всё строится на личных связях, в том числе и во властных органах. Имя и авторитет, уровень этих связей нарабатывается годами качественной работы и активным участием в жизни города, региона. А переманивание сотрудников – человек ищет, где ему лучше. Если компания хорошая, то люди тянутся в неё, а не из неё.

Владимир Жиганов, Генеральный директор ЧОП «Феликс-регион», Калужская область

Самое опасное сейчас и вредное для рынка – использование серых схем оплаты труда охранников для занижения тарифов. Понятно, что на снижении затрат в управлении, поиске более дешёвых комплектующих, экономии каких-то ресурсов в разных отраслях можно добиваться снижения цены. Но в физической охране – 60-70% это зарплата охранника с начислениями. Если участник рынка снижает цены ниже определённого предела, значит он где-то нарушает законодательство и понуждает коллег или терпеть убытки или тоже нарушать. Это наносит ущерб отрасли.

С использованием административного ресурса в конкурентной борьбе я лично не сталкивался, это в нашем регионе не так актуально. Переманивание персонала? Есть люди, которые сейчас говорят: «давайте договоримся все вместе и не будем ломать рынок труда, будем удерживать зарплаты на среднем уровне.» Считаю, что это не правильно и неперспективно. Если могу поднять зарплату сотрудникам, подниму. Если в компании зарплата выше, соцпакет имеется, значит, компания лучше, и пусть люди её выберут.

Может, не самый распространённый пример, но мне кажется интересным с точки зрения этики один случай из нашей практики. Охраняем крупный промышленный объект известной международной компании. Открывается по близости завод их конкурента, который объявляет тендер на охрану. Мы видим, что можем выиграть этот тендер, но сообщаем своему клиенту о намерении, интересуемся их мнением. Заказчик нам говорит, что запретить не может, но «не желательно». И мы не участвуем в этом тендере, не контактируем с конкурентами своего клиента, отказываемся от очень выгодного объекта. Знаю, что другие охранные компании участвуют одновременно в тендерах на охрану разных конкурирующих компаний. Не сообщают потенциальному клиенту о себе фактов, которые могут стать причиной отказа от сотрудничества. Это тоже вопрос этики отношений на рынке.

Эрнест Салахутдинов, «Управляющая компания «Аргус», Костромская область

Неэтично то, как себя ведёт Дельта. Я понимаю, что демпинг –тоже инструмент конкурентной борьбы, когда кто-то вкладывает деньги, надеясь что-то заработать в перспективе. Но когда обливают конкурентов грязью, используют административный ресурс, продавливают решения клиента через Москву вопреки мнению местных руководителей компаний, это разрушает рынок. Ведь мы стараемся поставить на пост или в экипаж нормальных сотрудников, обеспечить им достойную зарплату, оснащение, организовать качественную услугу. А всё это ломают, не имея в регионе ничего, опираясь на одну субаренду.

1IMG_0454

По мнению многих игроков заслуженный многими годами качественной работы авторитет, честное имя и административный ресурс (связи) тесно связаны и нет неэтичного в их использовании

Андрей Правдюк, Директор ЧОО «Группа Довмонт», Псковская область

Самое неэтичное и опасное – враньё. Когда пытаются, используя ложную информацию очернить тебя лично или твою организацию перед клиентом, принизить твои возможности. Если бы мы в общении с клиентом были объективны, то конкурировали бы в цене и качестве. Конкуренция по цене, если она переходит нижний порог – тоже не этично. Для физохраны в нашем регионе, считаю, что ниже 95 т.р. – это нарушение трудового и налогового законодательства. Фискальные органы должны сразу проверять структуры, которые заключают договор ниже этой цены.

Переманивание персонала для нас не очень актуально. Привыкли, что где-то 30% охранников бродят между компаниями, постоянно меняя место работы. Случаев, когда переманивали руководящий состав я не помню. У нас чаще бывает, что руководящий сотрудник отпочковывается, создаёт свой бизнес и оттягивает за собой клиентов. Такая есть проблема.

Роман Насонов, Президент Холдинга структур безопасности «РУСЬ», Москва

Считаю главным – соблюдение договорённостей и предсказуемость для партнёров и коллег. Нарушение этого – не этично. Если есть договорённости между партнёрами и коллегами по уровню цен или по другим вопросам, их нужно придерживаться, не сбрасывать за спиной у товарищей цены, не вести тайные переговоры… Конечно, если не участвуешь в договорённостях, не давал купеческого слова, то можешь сам решать. Не вижу ничего неэтичного в ценовой конкуренции, как таковой.

Неэтично состоять в сообществе, пользоваться доверием, получать от коллег информацию, при этом скрывать свои планы и поступать непредсказуемо по отношению к коллегам или клиентам. О своих важных решениях (продать бизнес, перейти с одной позиции на другую и т.д.) нужно предупреждать рынок.

IMG_0477

Р. Насонов: считаю главным – соблюдение договорённостей и предсказуемость для партнёров и коллег

Михаил Головтеев, Директор по службе федеральной компании «Дельта»

Этика ведения современного бизнеса — это неформальный контракт о взаимоотношениях компании и ее внешнего окружения. Невозможно называть нарушением деловых норм лучшее ценовое предложение клиенту при более высоком качестве услуги. Этическая аргументация заключается в том, что польза от этого распространяется на большое количество клиентов-выгодоприобретателей.

Тем более, что федеральные сети имеют лучшие возможности по уменьшению своей себестоимости, повышению качества и улучшению эффективности ведения бизнеса.

В дополнение я предлагаю следующую формулу этического кодекса – «Уважайте прежде всего свою компанию и своего клиента!»

IMG_025

М. Головтеев: уважать нужно прежде всего свою компанию и своего клиента!

Источник: http://pultnews.ru/kakie-metody-ne-etichny-v-konkurentnoj-borbe-na-rynke-uslug-oxrany-lichnye-mneniya-rukovoditelej-oxrannyx-kompanij/