63-летний сибиряк своими руками сделал гибрид самолета и вертолета

“Очередь за “Поло-3″ выстроится от Москвы и два раза через экватор”, – уверен новосибирский инженер Борис Половинкин. В гараже собственного коттеджа он собрал уникальный летательный аппарат и готовится запустить его в серию. Корреспонденты “РГ” первыми увидели новый шедевр Половинкина.

С ног на голову

63-летний Борис Половинкин – легенда для Новосибирска. Своего “первенца” – двухместный автожир “Поло-2” (в названии, как положено, часть фамилии автора) он конструировал и собирал 7 лет: с 2000 по 2007-й. Специального образования у него нет – Половинкин не авиаконструктор, а выпускник НЭТИ, инженер-механик. Но специальное образование не главное. Главное – чувство авиационной гармонии. Этого чувства у Бориса – на целое конструкторское бюро.

– Вы только представьте себе: он самостоятельно научился летать, сидя на табурете на кухне, – говорит Александр Калюта, начальник отделения СибНИА им. Чаплыгина. – Отработал все движения настолько точно, что с первого раза поднялся в небо – сначала на дельтаплане, а потом на автожире, который сам собрал.

“Неординарная личность” и даже “настоящий творец” – вот как отзываются о Борисе специалисты в авиации. Им, конечно, виднее. Я же могу сказать одно – такого счастливого человека мне до сих пор встречать не приходилось. Энергии столько, что кажется он сам вот-вот взлетит – без всяких технических приспособлений. Кстати, удостоверение пилота сверхлегких воздушных судов Половинкин впервые получил только 7 ноября прошлого года, когда ему уже стукнуло 63. Прошел медкомиссию, которая безжалостно забраковывает 20-летних. Нам первым делом показывает, как отдыхает после работы в мастерской, – с помощью тренажера-опрокидывателя. Раз – и повис вниз головой. Позвоночник растягивается, кровь приливает к голове – говорит, после ощущение такое, как будто трудового дня не было вовсе.

У него все не как у людей. С ног на голову. Чтобы работать над летательными машинами, в 2005 году расстался с прибыльным бизнесом, который сам создал в 90-е, – крупный автосервис. Иначе, говорит, было нельзя: голова должна быть свободная, чтобы от творчества ничего не отвлекало.

“Бывает, вынашивая какую-нибудь идею, даже разговариваешь шепотом и даже ешь, не чавкая, – чтобы лишним шумом мысль не спугнуть”, – говорит инженер. Со своими конструкторскими идеями он и спать ложится, и встает. И ночью о них же сны видит. Это не хобби – это жизнь.

Под крылом автожира

Автожир – это нечто среднее между вертолетом и самолетом. Сочетает в себе свойства и того, и другого. Главное его преимущество – он не падает при отказе двигателя и потере скорости (собственно, его потому и придумали еще в начале прошлого века). Крыльев, как у самолета, у автожира нет. Но ротор – большой винт сверху – продолжает вращаться благодаря встречным потокам воздуха, даже если двигатель заглохнет. И фактически выполняет роль крыла, с помощью которого можно планировать или, вернее, парашютировать. Потому автожиры считаются гораздо безопаснее вертолетов и самолетов. Но это теория. То, как об этом рассказывает Половинкин, надо слышать:

– Испытывал на “Поло-2” новую головку ротора и новый двигатель. Взлетел. На высоте метров 15, на полной скорости двигатель встал. Как потом выяснилось, из-за перегрева, электроника его выключила. Свободное падение. Земля стремительно приближается. Только и успел подумать: ну что, брат, долетался… Но перед самой землей ротор “взял” воздух, и меня от перегрузки вдавило в сиденье! Я даже не успел дернуть ни один рычаг управления, как аппарат мягко приземлился. Кто был внизу и наблюдал этот маневр, были в восторге! Они такой эффектной посадки никогда не видели! И, конечно, ничего не поняли – думали, это запланированный трюк. Двигатель остыл, я вновь его завожу – и полетел еще раз! Мне надо повторить! Надо понять, что это получилось не случайно. Взлетаю! Нарезаю круг, второй. На полной скорости двигатель перегревается, электроника его выключает, и я опять, свободное падение. Падаю в невесомости, вместе с аппаратом, но ничего не предпринимаю, а просто жду. И опять перед землей ротор “взял” воздух, зажурчал, набрав обороты от перегрузки, и аппарат без моего вмешательства мягко, вертикально сел. Сердце стучало, внутри все клокотало от волнения, а моему восторгу не было предела. Чтобы машина сама выбиралась из такой жесткой ситуации – это дорогого стоит. Про новую головку, которую я должен был испытать в тот день, я просто забыл!..

Главная цель конструктора – создать максимально безопасный летательный аппарат. Ведь автожирами, как правило, управляют любители, а не профессионалы. “Я мог бы уже раз десять убиться при испытаниях своих автожиров, искусственно загоняя аппараты в критические ситуации или попадая в них по неопытности, – говорит Половинкин. – Но конструкция моего автожира такова, что “Поло” просто прощают ошибки пилота”.

Ждем испытаний

“Поло-2” – это двухместный автожир, он уже испытан. Почти завершена сборка трехместного “Поло-3”, где рядом с пилотом можно посадить “двух толстых генералов”, как говорит Борис Половинкин. По словам инженера, все автожиры “Поло” абсолютно уникальны. Нет ни одного скопированного узла. Но “Поло-3” – особенная гордость автора. Автожир-совершенство. “Отойдите подальше! – командует Борис в мастерской. – Большое видится на расстоянии! Теперь видите? Видите, какая красота?!” Эту красоту он еще никому не показывал. Даже сотрудникам СибНИА имени Чаплыгина, с которыми давно сотрудничает. “Когда они его увидят – ахнут. Боюсь, придется “скорую” вызывать, – шутит мастер. – Такого в России не делает никто. Да и в Европе ничего похожего нет”.

На создание “Поло-3” конструктору понадобилось всего 15 месяцев – с учетом того, что в целом на разработку технологии ушло 13 лет. “Фюзеляж “Поло-3” мы с товарищем Андреем Клавдеевым склепали и поставили на колеса за месяц, – говорит инженер. – Но это всего лишь 20% работы. Основное время занимает “начинка”. Вот уже больше года я в одиночку этим и занимаюсь: все узлы трехместного аппарата совершенно другие, чем у двухместного”.

Изобретатель надеется, что его машины поднимут сверхлегкую и легкую авиацию в России на новый уровень. Возможно, станут альтернативой четырехместному американскому вертолету “Робинсон 44”, стоимость которого – 20 млн рублей. При этом час эксплуатации этого вертолета обходится в 30-35 тыс. рублей – даже бензин для “Робинсона” приходится завозить из-за границы. Кроме того, для обслуживания и эксплуатации этой машины, нужны техники и летчики-профессионалы.

Двухместный и трехместный автожиры Бориса Половинкина, которые обладают возможностью вертикального взлета и вертикальной посадки, – гораздо дешевле. Это аппараты внеаэродромного

Комментарий

Александр Калюта, начальник отделения научно-технического сопровождения, создания и эксплуатации авиатехники СибНИА им. Чаплыгина:

– Разработки Бориса Половинкина имеют очень много плюсов и могут быть внедрены. Его модели изящны и компактны. Надо признать, что аналогичные аппараты, над созданием которых трудятся профессиональные коллективы, получаются в два раза тяжелее. У Половинкина много оригинальных конструкторских решений, за счет которых летно-технические характеристики его автожира могут быть очень хорошими. Наше сотрудничество с ним носит научно-технический характер: оцениваем его произведения, что-то советуем.

Справка “РГ”

“Поло-3”

Вес – 295 кг.

Объем бензобака – 80 литров.

Мощность двигателя – 160 л. с.

Максимальный взлетный вес – 650 кг.

Максимальная скорость – 200 км/ч.

Крейсерская скорость – 170 км/ч.

Источник : http://professionali.ru/Soobschestva/nanocad_nanokad_ru_russkij_besplatnyj_sapr/karlson-iz-novosibirska/