О проекте переноса башни «Газпрома» на остров Русский
Сейчас есть модная тема у нашей высшей элиты. То ли помечтать – то ли попугать. А именно перенести штаб-квартиры «Газпрома» и «Роснефти» на остров Русский под Владивостоком. А может быть, и часть правительства туда. А может быть, и всё правительство? Навстречу жирной, гиперуспешной, супербогатой умами и капиталами Золотой Азии.
В свете разнообразных санкций Евросоюза и США против России эти идеи-миражи, как будто обретают плоть. Ведь как говаривал наш главный вестернизатор Пётр Великий: «Европа нужна нам лет на сто. А потом повернёмся к ней задницей». Петровские «100 лет» минули давно, а мы никак не можем отклеиться. Хотя под русский «геополитический переворот» давно подготовлена фундаментальная идеологическая база.
«Ново! Необычайно! Фантастично!»
Востоковед и геополитик, друг императора Николая II князь Эспер Ухтомский утверждал на заре XX века, что Россия должна перенести центр тяжести своей жизни в Азию, что сама миссия России находится в Азии. «Между Западной Европой и азиатскими народами лежит огромная пропасть, а между русскими и азиатами такой пропасти не существует».
Паназиатский проект князя Ухтомского фасцинировал и радовал последнего русского императора Николая. Ухтомского именовали славянофилом и «первым евразийцем», но по сути князюшка был гораздо радикальнее этих достойных русских восточников. Он считал, что миссия России – возглавить Восток, стать лидером Азии. А если этого не произойдёт, то Европа нас раздавит.
У Эспера Ухтомского при царском дворе был важный предшественник и союзник – тибетский лекарь Пётр Бадмаев. Он был не просто представителем альтернативной медицины, каких и тогда, и сейчас в столицах множество. Врач считался любимым крестником императора Александра. Бадмаев получил монаршее признание за разные геополитические и логистические транспортные проекты. Он активно лоббировал Транссиб, а также постройку БАМа и железных дорог в Китай и Тибет. Своему крёстному Александру Миротворцу Бадмаев презентовал увлекательную записку «О задачах русской политики на азиатском Востоке». В ней Бадмаев предложил полную экономическую и политическую переориентацию России из Европы в Азию. Царь долго думал над этим проектом, кумекал, а потом выдал резолюцию: «Все это так ново, необычайно и фантастично, что с трудом верится в возможность успеха». О, да, фантазия! Из Европы в Азию! Словно перейти по «ленте Мёбиуса» на другую сторону бытия. Говорят, что если обычный человек совершит сие – все его органы поменяются местами. Сердце будет тикать справа.
Такая напрашивалась метафора…
Царь записку припрятал, но за революционный труд наградил автора генеральским чином.
Первые или Последние?
И Ухтомский, и Бадмаев указывали на одну важную этнопсихологическую деталь, верную по сию пору. Народы Азии – индусы, китайцы, тибетцы, корейцы, монголы, иранцы, малайцы готовы признать Россию «старшим братом» и лидером материка, а русских готовы признать Первым азиатским народом. Это связано с тем, что народы мира привычно воспринимают миссию русских, как справедливую альтернативу западному чванству, насилию и колониализму.
А европейцы согласны лишь с одним: при определённых обстоятельствах России и русским может быть уготована особая честь – стать Последним европейским народом.
Это принципиальное отличие в стратификации нашего статуса в разных частях евразийского континента легко воспламеняет и русских XXI века. Ставьте вопрос именно так: кем ты себя видишь? Первым парнем в «азиатской деревне» (богатой, многолюдной, красивой, модной и перспективной)? Или вечным лакеем и чандалой при западном палаццо (без всяких шансов изменить к себе отношение)?
Некоторые, конечно, готовы быть евролакеями. Но большинство желают быть «Первыми парнями». И тогда волшебная Азия открывается перед нами всеми красотами мира, словно «четвёртое измерение».
Царица наук филология
Этнопсихологическое азиатское уравнение сходится для русских не только с точки зрения места «высокой русской культуры» и великоросского этноса среди иных народов и культур. В некотором смысле Азия «в каждом из нас». И в первую очередь она «сидит» в нашем языке.
За последние столетия мы произвели немало языковых заимствований у романо-германцев. Но эти заимствования не касались основ языка и словарного запаса. Больше брали термины для обозначения технологий.
А вот с азиатскими народами всё по-другому.
Выдающийся лингвист Теодор Шумовский (подельник Льва Гумилёва по первой отсидке) считал, что именно филология идёт впереди этнологии и геополитики. Филология делает выводы историка неколебимыми. Так вот, Шумовский доказал на многочисленных примерах, что русский язык процентов на 60-70% состоит из персидских, скифских, финских, тюркских, арабских и даже армянских и китайских слов и корней.
Что давало ему право назвать русских «западноазиатским народом».
Свет и Тьма
Азиатская филология растёт из самой топонимики Русской Равнины: «Волга» и «Москва» обозначают на угро-финских наречиях, соответственно, «Белая» и «Чёрная». Ну, а «Ока» по-тюркски, конечно – «Белая». «Днепр», «Дон», «Дунай», «Двина» и «Десна» – это уже скифское обозначение «Реки». Оно сохранилось в осетинском языке.
Шумовский считал наиболее близкими в лингвистическом плане для русских персов и тюрок. Он именовал их народами-партнёрами.
От персов русским достались слова «Бог», «хорошо», «ходить» (от имени бога «Худай»), «Господь», «Господин», «Государство» (от персидского «Аспадар» – «Всадник») и ещё несколько тысяч ежедневно применяемых слов.
От тюрок – «Отец», «Отечество», «деньги» (от имени бога Тэнгри»), «день», «товарищ», «собака» и «конь» (от тюркского «Кон» – «Солнце» – отсюда же и «гунны»). Тюркское «кус» – птица, родило русские «куст», «искусство», а также героя нашей сказки «Кащея» («шаман-птицепоклонник»). Не забудем и «Бабу-Ягу». По-тюркски – это «Баба Ага» («Белый старец»), который в славянских условиях «сменил пол».
И ещё несколько тысяч ежедневно употребляемых слов.
Получается, что основные имена и персонажи нашего духовного и сказочного мира растут оттуда: из страны детства русских – из магической и чудесной Азии.
О Азия, Азия! Голубая страна,
Обсыпанная солью, песком и известкой.
Там так медленно по небу едет луна,
Поскрипывая колесами, как киргиз с повозкой.
Но зато кто бы знал, как бурливо и гордо
Скачут там шерстожелтые горные реки!
Не с того ли так свищут монгольские орды
Всем тем диким и злым, что сидит в человеке?
Сергей Есенин
Беспросветная тоска по Азии, упоительно зафиксированная Есениным в поэме «Пугачёв» имеет по Шумовскому совсем простое объяснение. Страны к Востоку от Финикии жители её обозначали словом «Асу» – «свет», лежащие к Западу называли «Эреб» – тьма. Отсюда возникли наименования «Азия» и «Европа».
Ну, а согласно православной духовной традиции – Рай находится на Востоке. На самом Дальнем Востоке.
Исход к Востоку
«Азиатская мечта» русских – это любовь к свету, к восходу, к весне.
А слово «заря» у скифов и персов (у туранцев и иранцев) – однокоренное «золоту», «жару», «жар-птице», «Заратустре». Заря Азии – Золотая.
Отсюда и «золото скифов» и «Золотая Орда».
Возвращаясь в Азию, Россия надевает на себя золотую парчу.
Нагая, одетая в Солнце.
Евразийство, как идеология, по Ухтомскому и Шумовскому слишком половинчато. Да, это как-то и не по-нашему – сидеть на двух табуретках. И в Европе, и в Азии. Если идти куда-то, то всей душой, всеми ногами. Если в Азию – так в Азию. На остров Русский…
Это будет путешествие от Тьмы к Свету. Ведь Бог – есть Свет, и в Нём нет никакой Тьмы.
Источник: http://svpressa.ru/society/article/86363/