В то время как российские вооруженные силы с помощью танков пытаются защитить русскоязычное население Крыма, славянские иммигранты Калифорнии самостоятельно создают сеть общеобразовательных школ с изучением русского языка. Представьте себе обычную общеобразовательную школу, скажем, где-нибудь в центре Москвы или Питера с настоящим футбольным стадионом, современными спортплощадками, обширной русской библиотекой…
… А теперь мысленно перенесем все вышеперечисленное в столицу Калифорнии, добавим около полусотни американских учителей и преподавателей русского языка, не забудем установить в каждый класс самое современное обучающее оборудование, а также рассадим по партам тысячу двести детей! Итак, мы находимся в чартерной школе – Community Outreach Academy. Сразу скажу, это не единственная подобная школа в городе – в Сакраменто насчитывается несколько похожих заведений, однако все они по масштабу явно уступают этой.
Подавляющее большинство учащихся этой школы – дети русскоязычных иммигрантов в первом поколении, в свое время прибывших в Золотой штат из Украины, Беларуси, Армении и других стран СНГ. Дело в том, что большинство иммигрантов не хотят, чтобы их отпрыски позабыли родную речь, бесповоротно смешавшись с местным населением. Поэтому родители отправляют своих детей в чартерную школу, где они грызут гранит науки в двуязычной среде. (А послешкольная программа заведения к тому же предлагает изучение украинского языка). Это, пожалуй, единственная школа такого масштабного формата в Соединенных Штатах Америки.
В “миссии” школы так и записано, что деятельность учебной организации посвящена “развитию академических талантов студентов, привитию ученикам чувства любви к их богатому культурному наследию, включая нравственные ценности, подготовке студентов к осознанному выбору своего места в гражданской жизни общества”.
Пройдись по любой американской общеобразовательной школе, вы наверняка стали бы свидетелем пары-тройки драк на школьном дворе и, скорее всего обнаружили бы непременный атрибут всех общественных учебных заведений – дежурный автомобиль полиции. Однако здесь – все по-другому. На переменах дети мирно играют в футбол, а во время занятий – прилежно учатся. В отличие от многих американских школ, здесь, на кампусе вряд ли обнаружишь сигаретный окурок. Не говоря уже про столбы дыма от марихуаны – с этим здесь очень строго.
“Я считаю, что наши дети должны оставаться двуязычными, – говорит директор школы, Лариса Гончар, – людьми высокой культуры и больших знаний. Как видите, мы вкладываем душу в наших детей”. И действительно, пройдясь по корпусам русскоязычной школы в МакЛелане, я обнаружил, что все имущество школы поддерживается в полном порядке и кое-где даже ведутся строительные работы.
Лариса Гончар приехала в Калифорнию из Белоруссии 22 года назад. Кстати, некоторое время семья Ларисы жила в Крыму, где сейчас активно борются за русское наследие.
“Наблюдая за славянской общиной иммигрантов в Сакраменто, я вынашивала идею скомбинировать элементы американской системы образования под нужды нашей общины”.
Несмотря на то, что у белоруски по национальности за плечами «союзное» образование, Лариса решает получить второе, американское. Получив в Университете Калифорнии мастерскую степень по педагогике, а также право преподавать в начальной школе, наша соотечественница принялась за устройство чартерной школы по своему видению.
Здесь следует несколько отступить и объяснить читателям, что такое чартерная школа в Америке. Чартерные школы появились в США в 90-е годы в ответ на неповоротливые государственные заведения. Сегодня практически в каждом уголке Америки имеются подобные учреждения. Обычно они совмещают в себе элементы частных и общественных школ. Чартерные школы являются независимыми (но все же государственными) школами, созданными и управляемыми работниками образования, родителями, местными руководителями, предпринимателями сферы образования и т.д. Штатные организации, конечно же, осуществляют контроль за качеством обучения в этих школах, однако предоставляют им широкую автономию в методике образования, выборе второстепенных предметов и способе управления.
Несмотря на это, чартерные школы все же финансируются из государственного бюджета, что обеспечивает всем ученикам бесплатное обучение. (Кстати, наплыв желающих в Community Outreach Academy настолько велик, что по словам администрации, каждое место приходится разыгрывать посредством лотереи). Таким образом, чартерные школы являются частными предприятиями с использованием общественных ресурсов. При этом они обходятся без лишней бюрократической волокиты и препон, которые обычно чинят школам государственные органы, что позволяет этим школам проводить эксперименты в области образования, совершенно немыслимые в рамках обычных школ.
В этой школе вообще мало что напоминает о традиционном российском образовании. В самых младших классах, например, нет парт. Вместо них – столы, за которыми занимаются группы до десятка детей разных возрастов. Школьники работают вместе и самостоятельно, каждый на своем уровне знаний и способностей. За время занятий учителя успевают индивидуально позаниматься с каждым.
“В прошлом году мы построили очередную площадку для младших классов, – показывает мне супер-современный игровой манеж Лариса Гончар, – в ближайшее время планируем вложить, как минимум, полмиллиона долларов в – другую”. Кроме этого, в школе функционирует множество разнообразных спортивных и развивающих секции: например, с недавних пор здесь действует русская школа карате.
Предугадывая мой следующий вопрос (откуда деньги в кризис?), ведь не секрет, что многие, даже государственные школы в Америке сегодня недополучают финансы, а некоторые, даже закрываются, Лариса отвечает: “По старой русской привычке мы стараемся экономно распределять финансы, например, там, где американские школы растрачивают свой бюджет, мы стараемся обходиться без излишеств”.
Несмотря на это, в каждом классе находится гигантская плазменная панель для интерактивного обучения – скрипучий мел (с грифельной доской) здесь хранится разве в школьном музее в качестве ископаемого. Как мне сказали, каждая из этих панелей, между прочим, обходится школе до десяти тысяч долларов. “Дети – наше будущее, – улыбается Лариса, – для них нам не жалко ничего!”
Разве может русская школа обойтись без томиков Достоевского и Пушкина в добротных переплетах? как мне сказали, департамент Русского языка в Community Outreach Academy недавно открыл настоящую русскую библиотеку. В то время как лишь четверть калифорнийских четвероклассников умеют бегло читать, славянские дети прекрасно пишут, читают и общаются на двух языках. По сути, дети вырастают здесь в двуязычной среде. Согласно статистике школьной администрации, как минимум, 60 процентов детей заканчивают обучение исключительно на “A”, что соответствует российской “пятерке”. Лариса Гончар говорит, что в отличие от иммигрантов первого поколения, большинство ее подопечных поступает в высшие учебные заведения страны.
По словам директора, школа принимает детей начиная с К-6 классов (начальная школа). Учебная программа, адаптирована для неанглоязычных учащихся и соответствует всем государственным стандартам США. Среди основных предметов в школе учают английскому языку, математике, естественным и социальным наукам. Учебный материал для изучения английского языка разработан по системе Houghton Mifflin, следуя которой, ребенок гарантированно получает хороший уровень образования. Для тех, кто приходит в школу не с первого класса, методические сотрудники предлагают широкий выбор дополнительных возможностей и средств для того, чтобы новички смогли нагнать других студентов. Для изучения английского языка, например, действует программа ESL.
Обучающий персонал школы состоит из американских и частично – русскоязычных преподавателей. “Мы экстренно нуждаемся в квалифицированных русскоязычных сотрудниках, – жалуется Гончар, – если вы владеете русским языком и имеете соответствующее американское образование – приходите к нам, мы гарантируем вам работу!” Углубленная школа насчитывает сегодня 1,200 учащихся и более ста преподавателей и административных сотрудников.
“Школа Community Outreach Academy была создана с целью развивать не только академические способности студентов, но и способствовать формированию здорового характера ребенка, прививать каждому учащемуся этические и нравственные принципы жизни”, – говорится в уставе организации.
“Списыванием считается любое использование труда другого учащегося, – крупным шрифтом написано на специальной доске в классе по английской грамматике, – студенты, вовлеченные в обман во время тестов или выпускных экзаменов, будут направлены в офис школьного администратора для применения к ним дисциплинарных мер. Помните, что обманывая на экзаменах, вы лишаете себя необходимых знаний!”
“Кроме традиционных предметов, которые преподаются в обычных среднеобразовательных школах, мы разработали собственную программу по развитию характера, – продолжая экскурсии по кампусу, рассказывает Лариса Гончар. – В рамках данной программы мы делаем акцент на воспитание качеств, необходимых детям для эффективного развития характера”. Следуя этой программе, в течение всего учебного года студенты фокусируются на таких чертах характера как “дружба, верность, честность, самообладание, сотрудничество, уравновешенность” и др. Таким образом, воспитатели добиваются создания здоровой и безопасной атмосферы в школе. Изучение программы дает возможность детям приобрести “ценности и принципы жизни, которые способствуют формированию сильного характера и здоровых межлично
По словам учителей, специальная программа способствует снижению проблем, связанных с хулиганством, грубостью и плохим поведением. Как результат, студенты “академии” меньше подвержены риску злоупотребления алкоголем, табаком и наркотиками, говорят социальные работники Сакраменто.стных отношений”.
По словам директора школы, так называемый “туалетный закон”, согласно которому общественные школы Калифорнии обязаны предоставить трансгендерным ученикам право на посещение соответствующих туалетных комнат, до русской школы пока не дошел. “Вот когда дойдет, тогда и будем решать, что делать”, – говорит Гончар.
Что интересно, учебное заведение располагается прямо на территории старого военного аэродрома. В тех строениях, где во время Холодной войны инструкторы готовили американских солдат к боевым действиям, сегодня обучаются новые русскоязычные граждане Америки. Возвращаясь из школы, я проезжаю мимо военного полигона, где уткнувшись в бетон взлетно-посадочной полосы, ржавеют истребители Военно-воздушной армии США. В них здесь больше нет надобности – как, впрочем, и в танковых дивизиях российской армии…
На школьной парковке я наткнулся на группу родителей, забиравших своих детей из школы. Я поинтересовался, почему их выбор пал на это учебное заведение? “Я хочу, чтобы мои дети знали русский язык”, – с украинским акцентом ответил мне отец ребенка.
Источник : http://www.slavicsac.com/photo/community-outreach-academy/