Исследователи из Политехнического института Ренсселара (США) обнаружили: если всего 10% населения имеет непоколебимую веру, эта точка зрения обязательно будет принята большинством.
Учёные просто хотели понять, в какой момент вера меньшинства становится мнением большинства. «Если доля сторонников ниже 10%, в распространении их идей нет никакого видимого прогресса, — отмечает соавтор исследования Болеслав Шимански. — Чтобы это мнение получило большинство, потребуется количество времени, сравнимое с возрастом Вселенной. Но как только показатель превышает 10%, идея распространяется, как пламя».
В качестве примера специалист указывает на недавние события в Тунисе и Египте: «В этих странах диктаторы находились у власти десятилетиями, а потом были свергнуты за считанные недели».
Важный аспект открытия заключается в том, что процент приверженцев некоей идеи, необходимый для изменения мнения большинства, существенно не меняется в зависимости от типа социальной сети. Другими словами, критическая доля «убеждённых» всегда примерно равна 10% — независимо от того, как и где это мнение возникает и распространяется.
Исследователи разработали компьютерные модели различных типов социальных сетей. Одна из них позволяла каждому человеку связаться с любым другим участником сети. Во второй модели определённые лица были связаны с бóльшим количеством людей, то есть становились концентраторами внимания или лидерами. Третья модель предполагала, что все обладают примерно одинаковым количеством социальных связей. В первоначальном состоянии все модели состояли из обладателей неких традиционных установок, открытых, что немаловажно, для чужого мнения.
Как только сети начали работу, учёные «осеменили» их некоторым количеством людей, твёрдо придерживавшихся какого-то одного убеждения. Эти люди были непоколебимы в своих взглядах.
«В целом мы сторонимся непопулярных мнений и всегда стремимся прийти к локальному консенсусу, — говорит соавтор Самет Шринивасан. — Эту динамику мы тоже учли». То есть каждый участник модели говорил с другими о своём мнении. Если слушатель придерживался тех же убеждений, вера обоих росла. Когда мнения не совпадали, слушатель внимал другому — и если тот проповедовал то же, что и первый, слушатель наконец «обращался» в новую веру. «Сначала человек начинает сомневаться в своих воззрениях, а потом принимает новый взгляд на вещи, — поясняет г-н Шринивасан. — Если твёрдо верующих меньше 10%, они могут повлиять только на соседей.
Исследователи считают, что их выводы обладают огромным значением. Как, например, с максимальной эффективностью убедить целый город переехать, пока не начался ураган, или распространить информацию о профилактике в сельской местности?о в рамках более широкой системы ничего не меняется».
Модели чисто вычислительные. Теперь учёные заняты поисками исторических примеров и раздумывают над построением модели поляризованного общества.
Результаты исследования опубликованы в онлайн-версии журнала Physical Review E.
Подготовлено по материалам Политехнического института Ренсселара.