Между Россией и Китаем открыли первый автомобильный мост через реку Амур

В торжественной церемонии по случаю открытия запуска движения удаленно приняли участие: Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Юрий Трутнев, Заместитель Премьера Государственного совета КНР Ху Чуньхуа, Министр транспорта Российской Федерации Виталий Савельев и Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

На площадках на обеих берегах присутствовали губернатор провинции Хэйлунцзян Хуа Чаншэн и губернатор Амурской области Василий Орлов. Связь участников, которые находились в Пекине, Москве, Владивостоке и на берегах Амура, обеспечили видеотрансляцией, рассказали в пресс-службе аппарата полномочного представителя Президента РФ в ДФО.

«В сегодняшнем разобщённом мире мост Благовещенск – Хэйхэ имеет особое символическое значение. Он станет ещё одной нитью дружбы, которая связывает народы России и Китая. Строительство моста началось в 2016 году. Тысячи людей принимали участие в строительстве, работа велась круглосуточно как с китайской, так и с российской стороны. Уникальность этого мостового перехода состоит в том, что проект удалось реализовать без бюджетных средств. Он реализован в рамках модели концессии. Всего 1,5 месяца назад мы вели рабочее открытие железнодорожного перехода Нижнеленинское – Тунцзян. Уверен в том, что, развивая приграничную инфраструктуру, мы создаем условия для развития экономики обеих стран, совместного использования преимуществ, способствуем улучшению жизни граждан Российской Федерации и Китайской Народной Республики», – отметил Юрий Трутнев.

От имени китайского правительства присутствующих на торжественной церемонии поздравил Заместитель Премьера Государственного совета КНР Ху Чуньхуа. «Мостовой переход – значимый проект в области транспортной инфраструктуры, на который обращали повышенное внимание главы наших государств. Открытие автомоста свидетельствует о готовности и уверенности в дальнейшем углублении всего комплекса двустороннего практического взаимодействия и даёт новую энергию развитию к кооперации Северо-Востока Китая и Дальнего Востока России. Наша сторона готова совместно с российской стороной использовать возможности запуска мостового перехода, постоянно содействовать транспортным взаимосвязям, предоставлять более качественные логистические услуги для передвижения персонала и укрепления торговых связей. Убеждён, общими усилиями мы превратим мост Хэйхэ-Благовещенск в мост дружбы, мост сотрудничества, мост совместного развития. Обогащая дружественные взаимоотношения», – считает он.

Трансграничный мост построен по уникальной концессионной модели. 5 июня 2016 года в Харбине был подписан договор, согласно которому мост строился за счёт внебюджетных источников. Стороны создали совместную концессионную российско-китайскую компанию, концедентами которой выступили Правительство Амурской области и Народное правительство провинции Хэйлунцзян. По расчетам специалистов, средства, вложенные в строительство, окупятся в течение 16 лет.

После завершения строительства пограничный мостовой переход стал собственностью Амурской области и провинции Хэйлунцзян с разграничением права собственности по линии российско-китайской границы.

«Уверен, открытие моста, которого очень ждали наши перевозчики, позволит сократить затраты и сроки транспортировки грузов во внешней торговле, станет драйвером развития инфраструктуры приграничных регионов России и Китая. Это важный шаг в развитии и укреплении российско-китайского экономического сотрудничества», – сказал Министр транспорта РФ Виталий Савельев.

Строительство моста началось 24 декабря 2016 года, его вели параллельно и российские и китайские специалисты. Длинна моста – 1080 метров. Каждая из сторон (российская и китайская) построила ровно половину – по 540 метров. Части строились синхронно с двух берегов, их стыковка произошла 31 мая 2019 года. Всего же общая протяженность мостового перехода – 20 километров. Сюда входит 6 километров дороги в Китае и 13 километров подъездных путей на территории России, в которых ещё 278 метров – это мост через протоку Каникурганскую. Основной мост на российской стороне начинается на острове, поэтому к нему и ведет Каникурганское сооружение.

«Сегодня мы видим дефицит провозных мощностей на железной дороге и в портах, превышающий 70 миллионов тонн грузов в год. При текущей динамике роста товарооборота грузопоток в восточном направлении может удвоиться. Поэтому каждый такой проект жизненно важен. Мы рассматриваем возможность открытия дополнительных пунктов пропуска в регионах Дальнего Востока. Будем развивать предмостовые территории, промышленные площадки для организации совместных производств. Это позволит производить необходимую продукцию эффективнее и дешевле», – заметил Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков:

Строительство моста велось круглосуточно. Максимально в работах с российской стороны было задействовано 960 человек. Мост построен из российских материалов: начиная от опор и заканчивая метизами.

Губернатор Амурской области Василий Орлов подчеркнул, что мост через Амур позволит в полной мере задействовать транзитный потенциал Приамурья. «Состоялось историческое событие был открыт – мост. Он готов был два года назад, но из-за коронавируса пришлось отложить церемонию открытия сегодня ситуация позволила это сделать. Открытие моста окажет серьёзное влияние на развитие торгово-экономических связей между Россией и Китаем. По мосту каждый день смогут проезжать более 600 грузовых автомобилей. Современные пункты пропуска в перспективе способны обеспечить до четырёх миллионов тонн грузов и двух миллионов пассажиров ежегодно. На первом этапе будет работать только грузовое сообщение»,– рассказал губернатор амурской области Василий Орлов.

По трансграничному мосту между Россией и Китаем через пункт пропуска «Кани-Курган – Хэйхэ» прошли первые грузовые автомобили – в КНР отправились восемь российских тягачей автопарка ООО «Газпром гелий сервис», использующие экологически чистое топливо – сжиженный природный газ.  Навстречу им из Китая таже приехали восемь автомобилей.

Первая партия груза из Амурской области в Китай–амурское соевое масло и пиломатериалы. Из Китая пришли автомобильные шины и комплектующие для электрооборудования. С завтрашнего дня международный мост переходит в полноценный режим работы – ежедневно с 8 до 23 часов.

«Экономическую выгоду мы увидим, когда пойдёт движение грузов. Когда считалась модель моста, исходили из того, что мост себя окупит. А это нечастое явление. Мост сокращает дорогу на 300 км, соответственно снижаются транспортные издержки. Мостом сможет воспользоваться значительное количество людей и не только для грузоперевозок, но и для того, чтобы посетить соседнюю страну», – заметил Юрий Трутнев.

Для справки: 18 декабря 1992 года Правительство РФ и Правительство КНР подписали соглашение о международном автомобильном сообщении, через три года – 26 июня 1995 года –правительства двух стран заключили соглашение о совместном строительстве моста через реку Амур (Хэйлунцзян) в районе городов Благовещенск – Хэйхэ. Тогда из-за отсутствия финансирования стройка так и не началась. И только благодаря вниманию Президента России Владимира Путина проект состоялся.

В сентябре 2015 года во время визита Президента РФ Владимира Путина в Китай было подписано соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о начале реализации проекта.

Для строительства объекта международного статуса были привлечены амурские подрядные организации «БСК МОСТ» и АО «Асфальт».