В России могут ввести минимальный гарантийный срок на товары длительного пользования. Производители обнаружили пробел в законодательстве и зачастую «планируют» поломку техники, подталкивая потребителей к новой покупке, полагают в Госдуме. Если инициативу примут, россияне получат право требовать ремонт или замену холодильника, смартфона или компьютера в течение трёх лет.
Запрос с соответствующей инициативой (есть в распоряжении NEWS.ru) депутат Госдумы Алексей Кобилев направил главе Роспотребнадзора Анне Поповой.
В течение определённого срока магазин или изготовитель отвечает за безопасность продукции и в случае необходимости делает её ремонт или замену. Однако современные тенденции сводятся к искусственному сокращению срока службы — для увеличения продаж и экономии на масштабах производства, отметил Кобилев.
Алексей Кобилев, (депутат Государственной думы):
В этой связи потребителю приходится сталкиваться с тем, что в советские годы именовалось «товарами широкого потребления» или «ширпотребом», необходимость замены которого возникает аккурат после окончания срока годности. Это свойство запланированного устаревания товаров, созданных с неоправданно ограниченным сроком эксплуатации с целью вынудить потребителя делать повторные покупки, стало общей тенденцией рынка. К примеру, это касается современных устройств мобильной связи, в большинстве из которых используются литий-ионные либо литий-полимерные аккумуляторы, жизненный цикл которых ограничен двумя годами.
Вместе с тем закон не обязует производителя или продавца давать гарантию на какой-либо минимальный срок. Если договором купли-продажи такие временные рамки не установлены, применяется норма «в пределах двух лет со дня передачи потребителю».
В связи с вышеизложенным прошу Вас дать указание проанализировать целесообразность внесения изменений в закон о ЗПП в части увеличения минимального гарантийного срока в отношении товаров со дня передачи их потребителю до трёх лет, — говорится в запросе.
Производители в настоящее время могут устанавливать любую продолжительность гарантии на товары — даже двухнедельную, отметил в беседе с NEWS.ru председатель Союза потребителей России Пётр Шелищ. Однако, по его словам, это обстоятельство позволяет им конкурировать между собой, поэтому вводить минимальные значения гарантийного срока не нужно.
Пётр Шелищ, (председатель Союза потребителей РФ):
Дело в другом — надо, чтобы покупатель проверял гарантийный срок. Многие покупают, не глядя. А потом, когда что-то случилось, приходят к продавцу и видят объявление — претензии принимаются в течение двух недель, что полная чушь и никак закону не соответствует. Но люди на это ведутся, уходят.
Если потребитель обращается к продавцу с гарантийной ситуацией, ему часто стараются навязать ремонт. Например, предлагают заполнить заявление на проведение экспертизы, в котором можно не заметить пункт о запрашиваемом ремонте. Тогда как у любого покупателя есть право потребовать замены товара или возврата денег, подчеркнул Шелищ.
Вместе с тем обращение покупателей за ремонтом или заменой товара в рамках гарантии — нередкий случай. Например, только судебных споров по торговле происходит более 200 тысяч в год. Тогда как многие ситуации до суда не доходят, рассказал общественница.
Чаще всего экспертиза с гарантийными случаями связана с обувью — примерно половина от общего объёма. Далее следуют телефоны, планшеты и ноутбуки. Самые «дорогие» обращения касаются мебели и недвижимости.