Российское судопроизводство оказалось одним из лучших в Европе
Еврокомиссия опубликовала отчет об оценке европейских судебных систем в 47 странах (последние использованные в отчете данные датированы 2018 г.). Согласно исследованию Европейской комиссии, российские суды продемонстрировали одни из лучших показателей в осуществлении оперативного правосудия в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве среди стран, представленных в Совете Европы. Работа российской судебной системы признана одновременно наиболее технологически развитой и наименее финансово затратной в сравнении с судами 47 западных государств.
Например, такой важный показатель, как средний срок рассмотрения гражданских дел и экономических споров, в России составляет 50 дней, что почти в 5 раз лучше среднеевропейского значения (233 дня). Для сравнения: в Германии этот срок составляет 220 дней, во Франции – 420 дней, в Италии – 527 дней. Аналогичный показатель в административном судопроизводстве в России еще лучше – всего 13 дней, что может претендовать на мировой рекорд. Это в 25 раз быстрее среднеевропейского уровня (323 дня). В Германии средний срок рассмотрения административного дела – 435 дней, во Франции – 285 дней, в Италии – 889 дней.
Что касается финансов, то сумма выплаченных судебных пошлин на одного человека в России составляет 3,4 евро. Среднеевропейский показатель более чем в 2 раза выше – 7,67 евро. В качестве сравнения: российский гражданин, обращающийся в суд с иском о взыскании долга в размере, например, 3000 евро, заплатит в качестве государственной пошлины порядка 75 евро, житель Германии – 325 евро, Швейцарии – 646 евро, при этом среднеевропейский показатель составляет 154 евро.
Любопытно, что буквально через неделю после публикации отчета Еврокомиссии дискуссию о качестве российского правосудия подхватил председатель Верховного суда (ВС) Вячеслав Лебедев. В интервью «Российской газете» он сообщил несколько важных фактов:
– за последние 10 лет число осужденных к реальному лишению свободы сократилось на 40%;
– в 2019 г. по делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности рассмотрено 153 ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, из них удовлетворено 87 (57%), соответственно, в удовлетворении 66 ходатайств (43%) отказано;
– количество несовершеннолетних осужденных сократилось с 96 800 в 2003 г. до 16 900 в 2019 г., т. е. в 5 раз;
– в 2019 г. судами рассмотрены уголовные дела об организации преступного сообщества или участии в нем (ст. 210 УК РФ) в отношении 133 лиц, из них осуждены 73 (55%), а в отношении 60 лиц (45%) уголовное преследование прекращено судом.
Однако ни Европейская комиссия, ни глава ВС России не могут убедить «юридических консерваторов», которые считают, что российское правосудие, несмотря на его дешевизну, быстроту и технологичность, абсолютно «феодальное», уклон его – сугубо обвинительный, а акты – негуманные. Хотя они, конечно, лукавят.
В Великобритании правосудие, по всеобщему признанию, однозначно хорошее. Может быть, даже лучшее в мире. Однако из рядовых граждан практически никто не судится. Потому что очень дорого, долго и без юриста вообще не сунешься. То есть для 99% граждан «качество британского правосудия» – как для большинства россиян Эрмитаж: известно, что очень круто, но никогда не были и, вероятно, не будем. Несколько моих знакомых в Лондоне хотели бы подать в суд по разным поводам, но не смогли именно из-за дороговизны и сроков рассмотрения дел. «Быстрое и дешевое» российское правосудие подошло бы им куда больше, чем «очень качественное правосудие для состоятельных господ».
Все сказанное совершенно не означает, что российская судебная система однозначно хорошая. Нет, конечно. Многое в ней, включая качество правосудия, очень далеко от идеала. Но для «массового народного потребителя» система работает очень хорошо. Европейский знак качества.