В российских городах появились «умные» автобусы. Они не позволяют водителям курить, разговаривать по мобильнику и вообще быть рассеянными. Система «Антисон» реагирует даже на усталое выражение лица водителя. И тут же — бьет тревогу. А в троллейбусах появились usb-порты для зарядки смартфонов. Общественный транспорт двенадцати регионов обновится современными, удобными, экономичными автобусами и троллейбусами. Это предусмотрено национальным проектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Процесс уже идет. Корреспонденты «Российской газеты» проехали в этих чудо-автобусах.
Автобус не даст курить за рулем
В Белгороде 58 новых автобусов ЛиАЗ на газомоторном топливе выедут на самые оживленные маршруты города. Позже к ним присоединятся еще 17 машин — такого же небесно-синего цвета, как и большинство автобусов в Белгороде. Они были куплены в рамках федеральной программы, по условиям которой регионы получают скидку в 60 процентов на лизинговую стоимость каждой машины.
На своих предшественников — а в Белгороде теперь нет общественного транспорта старше десяти лет — эти машины похожи лишь внешне. Главное отличие — оборудование, которым оснащена новая техника.
Генеральный директор Единой транспортной компании Александр Васильченко отмечает, что для этих автобусов были заказаны кондиционеры. «Мы успели это сделать, — говорит он. — Слышим много жалоб на климат в салонах, учитываем пожелания пассажиров. Со временем мы и другие автобусы оснастим кондиционерами».
Помимо этого, новые машины выедут на линии с работающей системой «Антисон». Она представляет собой «умную» камеру, способную реагировать не только на усталое выражение лица водителя, но и на его курение, резкие движение за рулем, разговор по мобильному телефону. Сказать о том, что всем сотрудникам это по душе, нельзя. Тотальный контроль на рабочем месте мало кому нравится. Теперь, когда сигнал о том же курении будет сразу поступать руководству компании-перевозчика, от водителей потребуется стать образцом дисциплины. Александр Васильченко уточняет: за нарушения сотрудников будут наказывать.
Руководство компании будет следить и за тем, как близко водитель автобуса подъезжает к платформе остановки. Мамы с колясками, маломобильные пассажиры жалуются: приходится «прыгать» с бордюра в салон.
«Мы понимаем, что это проблема, — отмечает Васильченко. — И уже проводим инструктаж и обучение водителей. По нормативу, от бордюра до автобуса должно быть не менее 20 и не более 40 сантиметров. Но не каждый водитель имеет такое мастерство, чтобы остановиться близко, но не коснуться платформы».
На два рубля дешевле
Если в Белгороде пассажирам только предстоит оценить новые автобусы ЛиАЗ, то в Перми они вышли на городские маршруты еще летом. Пермяки сразу заметили отличия от прежних машин. Заходить и выходить из них гораздо удобнее, не надо карабкаться по ступенькам.
Если водитель автобуса закурил или заговорил по телефону, «Антисон» тут же посылает сигнал об этом руководству компании-перевозчика
И не зря транспортники в Белгороде так старались, чтобы автобусы были оснащены кондиционерами. Пермяки подтвердят: в это очень жаркое лето они спасли ситуацию. В салонах было прохладно. Очень удобная навигация — бегущая строка впереди с указанием маршрута, также в салоне можно узнать, какие остановки будут, кроме этого, информация дублируется автоинформатором.
— Мне бросилось в глаза, что водители все в белых рубашках, пристегнутые ремнями, — говорит Надежда Плюснина, жительница Перми. — Заходить удобно, три двери, водитель открывает сразу все, а не как раньше, одну откроют и все, беги к ней. Еще и оплата карточкой, тоже хорошо, не надо с мелочью возиться, да и платить так получается меньше на два рубля.
В новых автобусах очень комфортно. Как в салоне, так и в кабине водителя. Они оборудованы всем необходимым. В процессе работы нет различных неприятных запахов, связанных с работой транспорта.
«Например, нет копоти, так как автобусы работают на метане, — говорит Рафаэль Хисматуллин, водитель нового автобуса. — Кроме того, недавно ввели систему контроля за состоянием водителя, что позволяет снизить количество ДТП».
Средний возраст пермского автобуса с первого июня этого года сократился с 12 до 4 лет. Также обновляются они и в крае. В этом году закуплено 42 автобуса малого класса на базе Газель NEXT, их стоимость составила 93,6 миллиона рублей. Они поступили на службу в 14 городов и районов.
На линии — «Адмирал»
Появились в городах и низкопольные троллейбусы — «Адмиралы». Раньше их можно было увидеть только в Санкт-Петербурге, теперь они будут курсировать по улицам Омска и Иваново. В городе невест пассажиры уже успели поездить на первых таких машинах.
Они понравились и студентам, и пожилым горожанам. Первым — из-за наличия usb-портов для зарядки смартфонов, вторым — благодаря возможности объезжать любые препятствия. Автономный ход у новых машин достигает 400 метров. Пока Иваново получил лишь пять «Адмиралов», поставка еще 26 машин ожидается в рамках федеральной программы «Безопасные и качественные дороги».
Именно безопасности разработчики новых троллейбусов уделили особое внимание. Его салон не закроется, если для этого есть хоть какая-то помеха, например, пассажир стоит слишком близко к выходу. А пока двери открыты, машина не тронется с места. Однако водителям и менеджерам компании-перевозчика нравится другое: «Адмиралам» нужно почти на треть меньше электроэнергии, чем их предшественникам, а кабина оснащена системой контроля за самочувствием водителя.
«Троллейбус «Адмирал» вместимостью 96 пассажиров — новинка 2020 года, в настоящее время это самая современная модификация на российском рынке. Машина на 80 процентов состоит из комплектующих отечественного производства», — сообщает официальный сайт администрации городского округа Иваново.
Есть место для собаки-поводыря
В сентябре в Казань прибыли 23 новых автобуса большой вместимости. Фото: Пресс-службы мэрии Казани В сентябре в Казань прибыли 23 новых автобуса «Нефаз» большой вместимости. Все они работают на экологичном газомоторном топливе. Это первая партия городского транспорта, приобретенного в 2020 году в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Новые автобусы уже окрашены в соответствии с единой стилистикой общественного транспорта Казани. Кроме того, многие элементы кузова выполнены с применением композитных материалов, что обеспечивает их высокую защиту от коррозии. Отличается транспорт и более комфортными салонами. Рассчитанный на 108 пассажиров автобус имеет 28 посадочных мест, восемь из которых предназначены для маломобильной категории граждан, что обозначено специальными символами. В салоне обустроены крепления для инвалидной коляски с дополнительным поручнем, а также место для собаки-поводыря.
Попасть в автобус пассажиры с ограниченными возможностями могут с помощью специальной откидной аппарели у средней двери, здесь же есть кнопка для связи с водителем. Новые машины низкопольные, тем не менее оборудованы системой принудительного наклона кузова. Все автобусы оснащены камерами видеонаблюдения. Стоимость одного автобуса 12,5 миллиона рублей. Поставляются они с 60-процентной скидкой по договору лизинга с ПАО «Государственная лизинговая компания». Как отметил глава комитета по транспорту исполкома Казани Айдар Абдулхаков, приобретается техника за счет субсидий из федерального и республиканского бюджетов.
Как рассказал корреспонденту «РГ» председатель Ассоциации автотранспортных предприятий РТ Сергей Темляков, у перевозчиков Казани уже есть опыт эксплуатации «Нефазов», впервые они были закуплены еще в 2007 году. И хорошо себя зарекомендовали — удобны для водителей, комфортны для пассажиров.
По словам водителя Тагира Зайнуллина, управлять новым автобусом вполне комфортно. Автоматическая коробка передач и модернизированная подвеска обеспечивают плавность хода, а навигатор и система видеонаблюдения являются хорошим дополнением.
До конца года в Казань прибудет еще одна партия из 30 автобусов. В следующем году городские власти планируют обновить в рамках нацпроекта 92 автобуса и 28 троллейбусов.