Некоторые активы известного крабопромышленника Олега Кана, находящегося в бегах из-за уголовного дела, арестованы. Речь идет о долях в трех компаниях – ООО «Монерон», ООО «Курильский универсальный комплекс» и ООО «Приморская рыболовная компания». Также наложен арест на принадлежащие им автомобили, квартиры, рыболовные суда и нежилые помещения.
Арест по ходатайству Следственного комитета России наложил Южно-Сахалинский городской суд. Все три ООО, которые являются крупнейшими крабодобытчиками в России, подозреваются в занижении стоимости крабов при экспорте их в 2014–2015 гг. Товар декларировался для поставок подконтрольной Кану панамской компании по одной таможенной стоимости, а фактически поставлялся японской компании по значительно большей цене. Общий размер ущерба России оценен в 210,3 млн руб.
Напомним, что Олег Кан считается истинным владельцем «Владивостокского ГУМа» и ТД «Центральный». Привлекательные объекты коммерческой недвижимости достались крабопромышленнику в 2015 г. в результате многоходовой комбинации, совершенной Каном, депутатом ЗС ПК Галустом Ахояном и бывшим губернатором Приморья Сергеем Дарькиным. Сумма сделки оценивалась в 100 млн долларов США. Именно после этого Кан начал активнее осваивать деловое пространство региона, в том числе через покупку на аукционах крабовых квот в подзоне Приморья.
Хабаровский краевой суд 5 февраля 2020 г. удовлетворил ходатайство следствия о заключении под стражу Олега Кана. По версии следствия, Кан был организатором физического устранения предпринимателя Валерия Пхиденко во Владивостоке в 2010 г. Причем детали того расследования до 2018 г. были в архиве и изъяты после того, как 22 декабря того же года в эфире одного из федеральных каналов вышел фильм о незаконном вылове на Дальнем Востоке России и реализации за рубежом камчатского краба.
В том фильме сообщалось, что нелегальный бизнес по незаконному вылову в Охотском море камчатского краба и реализации его на территории Южной Кореи и Японии организован, в частности, Олегом Каном. Утверждалось, что в рамках расследования уголовного дела об устранении Пхиденко, также работавшего в этой сфере, следственным управлением СК России по Приморскому краю к уголовной ответственности был привлечен Д. Поляков, выполнявший роль пособника. В 2011 г. приговором суда ему было назначено наказание в виде семи лет лишения свободы.
В отношении Кана выносилось постановление о привлечении в качестве обвиняемого, как организатора, и он был объявлен в розыск. Однако после того, как материалы уголовного дела передали для дальнейшего расследования в следственные органы СК России по Сахалинской области, сотрудниками этого подразделения прежние доводы были опровергнуты и принято решение о прекращении уголовного преследования «крабового короля» и приостановлении предварительного следствия.
Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин тогда поручил изъять из следственных органов СК России по Сахалинской области материалы уголовного дела и провести служебную проверку в отношении должностных лиц Следственного управления по Сахалинской области, которые принимали указанные процессуальные решения. Как известно, в конце 2018 г. в офисах холдинга «Приморской рыболовной компании», который связывают с Каном, были проведены масштабные обыски. Сам Кан в это время уже скрылся за границей.