В Китае в провинции Хубэй, из которой коронавирус распространился по всему миру, возобновляют производство автомобильные заводы. С понедельника запускаются конвейеры Dongfeng. К работе приступают Honda, PSA Peugeot-Citroen, альянс Renault и Nissan. Коллапс с автомобильными деталями недавно докатился до России, вызвав остановку калужских заводов Volkswagen и PSA Peugeot-Citroen. Однако пока что Китай не сможет помочь нашему автопрому, полагают эксперты.
С этой среды правительство Китая начало отменять последние ограничительные меры, удерживавшие на карантине десятки миллионов людей. В провинции Хубэй, ставшей центром распространения COVID-19, с 18 марта не зарегистрировано ни одного нового случая заражения вирусом. В связи с этим запущены поезда, на которых работники возвращаются на остановившиеся фабрики и заводы. Столица провинции — город Ухань — является автомобильным центром Китая. Здесь расположены штаб-квартиры крупнейших китайских поставщиков автокомпонентов, очень много европейских и японских компаний перенесли сюда свои мощности.
Автомобильные заводы Китая простаивали свыше 50 дней, сейчас работа начинается под лозунгом «Срочное возобновление труда и производства!», пишет крупнейшая газета китайской коммунистической партии People’s Daily. Компания Renault запустит местный завод в грядущий понедельник 30 марта, а завод в соседнем Шияне уже загружен на полную мощность с 11 марта. Японская Honda сообщила, что запустила три своих предприятия в Ухане. У Nissan открылась фабрика, расположенная в Сяньяне (Хубэй), здесь работа началась с пятницы 27 марта.
Хотя наиболее уязвимы к перебоям китайского экспорта производители Северной Америки и Евросоюза, для России перезагрузка китайского автопрома критически важна. Сумма ежегодных поставок автокомпонентов из Хубэя в Россию превышает миллиард долларов.
Среди экспортеров очень много «дочек» европейских и японских компаний. Они поставляют на заводы России системы фильтрации и отопления (Male); сиденья и элементы интерьера (Faurecia); климатические системы, радиаторы, замки, стеклоочистители, оптику (Valeo); приводные ремни, уплотнители, элементы системы ТНВД (Hutchinson); сиденья, электрооборудование (Lear) и т.д.
Впрочем, для российской автомобильной отрасли китайская разморозка — пусть и хорошая новость, но не решающая, убежден партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
«Цепочка поставок автодеталей восстанавливается довольно быстро, но вопрос, может ли Россия сейчас принимать эти грузы в должном объеме? Готова ли таможня наладить работу в прежнем режиме, сможет ли РЖД обеспечить перевозку всех компонентов? Безусловно, Китай является самым большим поставщиком на российские заводы, но для нас сейчас не менее важно, чтобы восстановились предприятия Европы, а у них пока все стоит наглухо, и никакого просвета не видно», — заметил Моржаретто.
С 16 марта в Европе из-за пандемии коронавируса работу приостановили заводы Volkswagen Group, PSA Group Peugeot-Citroen, Fiat Chrysler и Daimler, в Испании закрыт завод Renault. Вместе с ними прекратили производство их поставщики, что автоматически повлекло остановку российского завода Volkswagen (в Калужской области) и контрактной сборки на ГАЗе в Нижнем Новгороде. Практически одновременно о приостановке производства из-за карантина сообщил завод Peugeot Citroen PSA в Калужской области. Как ранее писала «Газете.Ru», не исключают ухода на карантин в ближайшее время отечественные «Автотор», УАЗ и «КамАЗ».
Из Европы поступает меньше деталей, но, как правило, их невозможно заменить в цепочке поставок, объясняет Моржаретто.
«К примеру, производство нашей Skoda Rapid, говорят, остановилось из-за отсутствия задних фонарей, шедших из Европы. Нет этой детали, ну, и все — машину не соберешь», — заметил эксперт.
С партнером агентства «Автостат» соглашается независимый эксперт по автопрому Сергей Ифанов. По его словам, восстановление российских заводов ограничивается общими карантинными мерами в стране и Европе.
«Мы еще не прошли пика активности коронавируса. На следующей неделе заводы встанут на вынужденные выходные. Эпидемиологи говорят, что раньше мая мы не преодолеем пик пандемии, до этого момента в российском автопроме вряд ли что-то изменится к лучшему», — подытожил специалист.